Проблемы в экономике и нестабильность, витающие в воздухе, не замедлили отразиться на продажах новых автомобилей в России. Иностранные автокомпании подсчитали количество реализованных за первые три квартала машин и пришли к неутешительным выводам. В общей сложности за 9 месяцев россияне приобрели более 1,6 млн новеньких иномарок, сообщают в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Из них около 32 тыс. – куплено в сентябре. Этот показатель по-прежнему выше, чем год назад, почти на четверть. Однако, как и предсказывали специалисты, интерес к автомобилям в условиях кризиса стал заметно меньше, чем еще несколько месяцев назад.
В сентябре упали продажи у многих крупных автопроизводителей. До прошлогодних показателей не смогли добраться даже такие традиционно популярные среди россиян марки, как Chevrolet, Ford, Mitsubishi и Renault.
Сильнее всего последствия финансового кризиса ощутили на себе производители бюджетных машин. Самый сильный упадок обнаружился у китайских брендов – Chery и Hafei. Обрушились и продажи лидера отечественного рынка иномарок – всеволожского Ford Focus. По сравнению с сентябрем прошлого года спрос на эту модель снизился почти на четверть. Вниз пошли и продажи Hyundai Accent, еще месяц назад показывавшего очень уверенную прибавку в популярности. Также сократился спрос на Renault Logan, Ford Fusion, Daewoo Matiz, Hyundai Getz, KIA Spectra и Cee'd, а также на Chevolet Niva и Lanos. Все эти модели входят в число наиболее продаваемых в России.
По мнению экспертов автомобильного рынка, сильнее всего на покупательную способность отечественных автомобилистов повлияло поведение банков. «Это связано с более сложной и продолжительной схемой получения кредитов населением, а ни для кого не секрет, что более половины автомобилей покупается в кредит», — пояснил менеджер по связям с общественностью компании Skoda Тимур Алиев. Банки первыми отреагировали на кризис – сократили число кредитных программ, ужесточили свои условия. «Кроме того, некоторые потенциальные клиенты осторожничают, не желая делать дорогостоящие покупки, даже если у них есть деньги», — считает Алиев. Таким образом, автоматически тех, кто не смог или не захотел купить себе автомобиль, стало больше.
Впрочем, автопроизводители отмечают и такое явление, как «хаотичные вспышки» увеличенного спроса в некоторых автосалонах.
После кризиса 1998 года люди боятся, что их наличные средства могут обесцениться, и спешат вложить их во что-то более или менее надежное. На недвижимость денег нужно слишком много. Одна из немногих реальных возможностей – новый автомобиль. «Покупку дорогих машин люди оценивают как капиталовложение, поэтому сейчас на них спрос не падает», — заметил менеджер по связям с общественностью компании ТагАЗ Денис Поваляев. В сентябре высокие продажи сохранили уже успевшие хорошо зарекомендовать себя рынке японские модели Toyota Corolla и Honda Civic. Кроме того, заметно увеличился спрос на относительно новые для отечественного рынка машины Nissan Qashqai и Honda CR-V.