«АвтоВАЗ» работает над тем, чтобы запустить в серию автомобили, которые будут ездить на альтернативном топливе. Руководителям компании были представлены несколько вариантов новых моторов, и они выбрали самый экономичный. «У нас есть разработки двигателей на водороде. Для них были заимствованы технологии из космической оборонки. Техника была адаптирована для автопрома. Только цена у такой машины тоже получилась космическая», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора дирекции по массовым коммуникациям группы «АвтоВАЗ» Рустам Акиниязов. Поскольку стоимость запуска и конечная цена машины играли ключевую роль, было решено запустить в серию автомобили с газовыми двигателями. Первой газ получит Priora. Автомобиль также будет оборудован 15-литровым бензиновым баком, предусмотренным лишь как резервный вид топлива, рассказали «Газете.Ru» в компании. Суммарный пробег машины на одной заправке составит 500 км.
Для начала ВАЗ сделает лишь небольшую партию таких машин. Проект реализуется совместно с «Газпромом» при поддержки государства.
Запуск газовых «Жигулей» — российский ответ зарубежным разработкам силовых установок на альтернативном топливе, пояснили в ВАЗе.
Однако, по словам представителей компании, пока для серийного выпуска газовых моторов еще недостаточно развита инфраструктура. Водитель должен иметь возможность использовать миниатюрный бензобак только в крайнем случае, а для этого должно быть достаточное количество газовых заправок.
«Пока сложно сказать, как скоро будет сделана серийная Lada с газовым оборудованием. Впереди еще много работы. Сейчас наши конструкторы работают над тем, чтобы эта технология была безопасной. Для того чтобы даже в случае сильных ударов сзади машины не взрывались, как это происходит сейчас с теми, где баллоны ставятся самостоятельно», — пояснил Акиниязов.
Насколько дороже будут газовые автомобили, в компании не уточнили.
«Для того чтобы конкурировать с частниками, вазовцы должны сделать эту опцию еще дешевле», — заметил кандидат технических наук НИИ автотранспорта Сергей Мороз. Цена установки газового оборудования в сервисных центрах начинается от 10 тыс. для «Жигулей», на 20–30% дороже для иномарок, рассказали в специализированной компании «Автовариант». При этом именно среди владельцев отечественных машин эта опция является наиболее популярной.
По словам Мороза, перенос газового баллона на конвейер, скорее всего, не сделает машину безопаснее, чем у частников, но вместе с тем и не потребует серьезных инвестиций в производство.
«Газ — более взрывоопасный вид топлива, чем бензин, автопроизводители за рубежном с ним связываются неохотно», — отметил Мороз.
Газ популярен лишь в небольшом числе европейских стран. Например, в Италии и во Франции. Причина непопулярности газа в Европе еще и в том, что там он стоит дороже, чем в России, и технология не окупается. «Вместе с тем рассматривать газ в качестве экологически чистого топлива все-таки неверно, — считает Мороз. — Эти машины по-прежнему достаточно консервативны в плане экологии. Даже гибриды — лишь переходный этап. Будущее за автомобилями, которые работают на топливных элементах, в частности с водородными двигателями. Как бы ВАЗу ни хотелось, в какой-то момент, для того чтобы оставаться на рынке, заводу придется взяться и за эту технологию». Впрочем, по оценкам Мороза, на то чтобы сделать свой серийный водородный автомобиль, у ВАЗа еще есть в запасе несколько десятилетий.