Секрет явного влияния Maserati на формы авто середины XX века, вероятно, восходит все же к... мощи двигателя. Фирма братьев Мазерати, основанная в Болонье 1 декабря 1914 года, особо не выделялась. Пока в 1925 году фирма Diatto не сделала братьям заказ на разработку движка под гоночное авто. Заказчик вскоре разорился, и 8-цилиндровый рядный двигатель оставалось поставить на собственную машину под именем Maserati Tipo 26. 25 апреля 1926 года Алфьери Мазерати в Тарга-Флорио одержал внушительную победу.
Это было красивое авто, словно сжавшееся в комок, чтобы устремиться к победе (неизменный стиль Maserati на годы).
Именно мощь двигателей дала и билет в Америку. В 1939 г. случилось неслыханное: гонка «Индианаполис-500» была выиграна «итальянками» Maserati 8CTF. Мало того, в 1940 г. Maserati победили вновь. Вероятно, это осталось для Детройта сильным предвоенным впечатлением. Особенно если учесть, что в 1941 г. Италия и США стали противниками во Второй мировой, а зимой 1942 года выпуск новых легковых автомобилей в Америке был и вовсе прекращен.
В ходе войны и фирма Maserati перешла на военное производство, по пути проектируя для Муссолини лимузин с двигателем V16. Не выгорело. Как известно, для приличной европейской страны на большой войне главное — это вовремя сдаться, причем правильному противнику. Итальянцы с этим не тянули. Американская оккупация позволила им сравнительно быстро включиться в новую систему разделения труда — янки лежачих не добивали. Уже вскоре после войны Детройт тихо подключил итальянские кузовные ателье к разработке послевоенного дизайна, бросая кости с барского стола.
Множество концептов американских «дредноутов» начала 50-х гг. были выполнены руками, а часто головами итальянцев.
Не то чтобы кутилам из Сан-Франциско или нуворишам из Оклахомы об этом докладывали, но все, кто нужно, об итальянском вкладе, конечно, знал. Репутация итальянского стиля, некогда выстроенная Isotta-Frascini, росла. По мере наступления машин-«англичанок» на американскую богему из Детройта все чаще оглядывались на Апеннины по части идей. А что же Maserati?
Заточка под гонки делала Мазерати и многих их товарищей по цеху бессребрениками, так что ещё в 1937 г. братья вынуждены были продать фирму господам Орси. При этом братья обязались продолжать работу на предприятии в течение десяти лет. Этот индустриальный феодализм продолжался до 1947 года, когда 10 лет «вавилонского плена» истекли и Эрнесто с Альфьери смогли наконец свободно основать новый бизнес. Увы, прежнего успеха новоиспеченная фирма O.S.C.A. не добилась,
хотя и позже помогла наследством молодому «автольву» Алехандро де Томазо.
На фирме, носившей имя Maserati, это мало сказалось, благо Мазерати успели проложить все необходимые пути в завтра. Так, в год их ухода, 1947-й, на Женевском салоне был представлен первенец серии A-6. Это была двухдверная берлинетта с кузовом Pininfarina. Версия «спайдер» была продемонстрирована в 1948 г. уже на Туринском салоне. Платформа этих звезд была разработана Эрнесто Мазерати и Альберто Массимино под рядную 1,5-литровую «шестерку» в 65 л. с. от Гиаччино Коломбо и впервые увидела свет ещё в 1946 г. в качестве спорткара Tipo 6CS46 «баркетта».
В 1947 г. на версии уже с 2-литровым двигателем выступил гонщик Альберто Аскари. Серии A6 сопутствовал явный успех. Одноместный болид A6GCM принес Гран-при Италии. Гран-при в 1953–1954 гг. принесли спайдеры и берлинетты A6GCS. Характерно, что спайдер A6GCS/53 1953 года с двухместным кузовом сохранял хищноватый «гоночный» наклон радиатора: верхняя кромка «пасти» была чуть выдвинута вперёд. Купе A6G/2000 того же 1953-го сохраняло ту же черту. Вот только, различные версии «шестерки» были выполнены совсем малым числом.
Тем временем жажда жизни, свойственный Европе 50-х, вызвала взрыв интереса и к гонкам, и к туризму, и к открытой двухместной жизни.
В то время Maserati со своими гоночными моделями 250S и 300S дралась на смерть, идя вровень с Jaguar и Mercedes и добиваясь изрядных успехов, и только в конце 50-х явно сдала под натиском Ferrari. В итоге Maserati ушла из гонок в 1957 году, взявшись за более «хлебные» дорожные версии.
Первой серийной моделью стала Maserati 3500GT с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3,5 литра. Интересно, что на Maserati явно колебались, куда податься по части лица. На разных версиях A6 видны все поползновения дизайна тех лет: есть Maserati с лицом, как пузо беременной неаполитанки. Или приплюснутым, как улыбка Царевны-лягушки. И пучеглазым, как Царевна-лягушка, попавшая в кастрюлю к французскому повару. Но, как показало время, классикой стал приплюснутый наклонный овал — хищный вариант.
Есть подозрение, что BMW, готовя характерный акулий нос для своих звездных спорткаров 507 50-х годов, оглянулись и на Maserati.
А вскоре за океаном сразу несколько весомых игроков почувствовали попутный ветер, дувший в направлении двухместного спорткара для всех. Бэбибумеры (дети бума рождаемости 40-х годов, после прихода с войны солдат Второй мировой войны) капризничали и плакали в колыбельках и колледжах, прося свой, в доску американский спорткар. В корпорации «Форд» новинку лепили под началом Ли Якокки. Для «Студебеккера» дизайн делал звездный Раймонд Лоуи. Характерно, что именем фордовского проекта было «Торино» — имя итальянского города и автосалона.
Но Генри Форд Второй только что спутался с какой-то итальянкой. Дабы не будировать домохозяек, имя поменяли на «Мустанг». Но в его дизайне все равно недвусмысленно читался хищный нос Maserati. Имя студебеккеровского «Аванти» в переводе с итальянского значит «вперёд». В первых эскизах от Лоуи у него ясно виден хищный наклонный нос. Лишь позже, явно рассчитывая соригинальничать, команда Лоуи неожиданно скосила фасад машины, получив нечто спорное, но, безусловно, своё.
«Мустанг» стал одним из самых грандиозных успехов за всю историю автопрома и маркетинга.
«Аванти» так и не успел к своему триумфу — фирма «Студебеккер» приказала долго жить. Зато «Аванти» суждено было стать одной из самых долгоиграющих и одной из последних независимых моделей. Кстати, хищный нос в противовес мягким формам Alfa или Porsche читался во множестве американских купе 60-х годов, пытавшихся выглядеть спортивными: «Корвэр-Монца», «Кугуар», AMX. Что касается Maserati, то, переключившись на дорожные версии к концу 50-х гг., фирма как-то сдала. Позже был ничем не примечательный союз с Citroen, а потом своего адреналина в загустевшую кровь Maserati добавил легендарный Алехандро де Томазо, при котором к концу 80-х машины фирмы соединили техническую мощь и роскошь. Хищный нос Maserati жив и до сих пор, правда, уже в рамках FIAT.