Во вторник стали известны новые обстоятельства аварии, в которой 20 сентября погиб Костромской губернатор Виктор Шершунов и его персональный водитель Владимир Цветков. По предварительным данным, виновником аварии стал единственный выживший в автокатастрофе водитель Андрей Никифоров, чей Ford Focus протаранил губернаторский Mercedes. «Андрею Никифорову предъявлено новое, более полное обвинение с учетом результатов проведенной автотехнической экспертизы»,— сообщила «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы Следственного комитета (СК) при прокуратуре по Московской области Юлия Жукова. По ее словам, водитель сейчас по-прежнему проходит послеоперационный курс лечения, но врачи подтвердили, что следователи могут с ним работать и опрашивать его как подозреваемого по уголовному делу.
Детали результатов работы экспертизы официально в прокуратуре не сообщают. Однако, по данным газеты «Московский комсомолец», найдены доказательства виновности Никифорова. Автотехническая экспертиза установила, что столкновение Mercedes губернатора и Focus подмосковного предпринимателя произошло на стороне дороги, идущей в сторону Москвы.
При этом Focus ехал с превышением скорости — после аварии стрелка покореженного автомобиля остановилась на 120 км/ч.
«В авариях такое случается, спидометр фиксирует последние показатели до того, как лишится энергии, как часы, которые останавливаются после извлечения батарейки», — пояснил «Газете.Ru» руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «МастерКласс» Алексей Колонтай.
Следствие пытается установить обстоятельства ДТП. Свидетелей происшествия не было, а покореженные автомобили и их обломки были разбросаны по всей дороге, однако, судя по повреждениям, удар был лобовой. Известно, что губернатор ехал в сторону Москвы, и первой версией следствия было, что Focus выскочил на встречку. Сам водитель свою виновность отрицает. Придя в сознание после аварии, в разговоре со следователем Никифоров утверждал, что ехал в столицу, а не в область, то есть в попутном направлении с Mercedes губернатора. По его словам, в момент аварии на дороге никого не было, а последнее его воспоминание – это внезапный свет фар. Эти показания дали экспертам повод предположить, что Никифоров двигался на некотором расстоянии, опережая Mercedes, затем он потерял управление автомобилем, его развернуло, и стоявший автомобиль нагнал двигавшейся на большой скорости представительский седан чиновника. По другой версии, Никифоров заснул за рулем и выехал на встречную полосу.
В прокуратуре не подтверждают данные, просочившиеся в СМИ, и не хотят говорить о результатах экспертизы, ссылаясь на тайну следствия. Жукова отметила, что в СК при прокуратуре по Московской области будет проведено разбирательство в связи с публикацией в СМИ разглашающей результаты прокурорской экспертизы. «Предстоит выяснить, как материалы еще не окончившегося следствия попали в газету и были разглашены», — сообщила собеседница.
«Окончательное решение о том, уснул водитель за рулем, или авария произошла по какой-либо другой причине, будет принято только после окончания следствия», — пояснила Жукова.
Правозащитники уверены, что представителям защиты нужно настаивать на проведении всех необходимых экспертиз, которые прояснили бы точную картину произошедшего.
«Никифоров мог вполне двигаться в попутном с губернатором направлении, — предполагает лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Mercedes мог попытаться обойти его и врезался в заднюю боковую часть Focus, затем машину развернуло, и Mercedes ударил его в лоб, потерял управление и вылетел в кювет». По мнению Лысакова, следователи должны отработать все возможные версии, чтоб не повторился сценарий обвинения Олега Щербинского, которого признали виновным в аварии, повлекшей смерть губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова и его водителя. Позже Щербинского оправдали благодаря активной поддержке со стороны автолюбителей и гражданских организаций.