Проблема повсеместных дорожных заторов из Москвы и Санкт-Петербурга распространилась на все крупные российские города. Сейчас в стране 10 городов-миллионников, а если считать население пригородов — еще почти столько же, таким образом, с проблемой пробок уже столкнулись несколько миллионов автомобилистов. Дороги не справляются с транспортным потоком, который растет быстрее, чем российские власти успевают отреагировать. За отечественные пробки никто не отвечает, поэтому многим региональным чиновникам просто нет дела до этой проблемы, признали участники заседания консультативного совета, который прошел в четверг в Госдуме. В Госдуме проблемы организации дорожного движения в мегаполисах России обсуждали члены комитета Госдумы РФ по транспорту, представители федеральных министерств, руководители транспортных ведомств крупнейших городов страны — Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Красноярска.
«Очень многих интересует, кто же именно застрелится в своем кабинете в тот день, когда Москва встанет окончательно? А ведь ответ прост: никто. В России за организацию транспортного движения ответственных нет»,
— заметил руководитель Центра организации дорожного движения департамента транспорта и связи правительства Москвы Павел Козлов. «За 10 лет уровень автомобилизации населения возрос на 85%, основная часть прироста пришлась на мегаполисы, в то же время протяженность автомобильных дорог увеличилась только на 16%.
Ситуацию с дорожным сообщением усугубляет архаичная планировка, которая с трудом поддается модернизации», — пояснил председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев. К примеру, в среднем в Москве в рабочий день насчитывается 650 автомобильных пробок, — такие данные привел в своем докладе министр транспорта России Игорь Левитин на заседании правительства в четверг. Около 80% протяженности магистралей в центральной части столицы исчерпали свою пропускную способность. Городу необходимо порядка 350–400 км новых дорог.
«Причем они должны проектироваться с учетом генерального плана города. Материалы для дорог должны быть качественными, чтобы потом не нужно было их постоянно ремонтировать», — уточнил директор департамента крупных инфраструктурных проектов Ассоциации строителей России Илья Дмитриев.
Необходимо ввести в крупных городах новую категорию трасс — «опорные дороги».
На них должно быть обеспечено непрерывное движение, без перекрестков и светофоров. Здесь может быть выделенная полоса для общественного транспорта и категорически запрещена парковка. Дороги такой категории должны строиться либо над, либо под землей, убеждена первый заместитель генерального директора НИИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова. Однако для того, чтобы эффективно бороться с заторами, одного строительства дорог недостаточно. «Решать проблему пробок нужно комплексно», — отметила она.
Трудность в том, что сейчас никто даже не может сказать, а что именно происходит на улицах мегаполисов: точной картины происходящего на дорогах нет.
По мнению завкафедрой логистики Северо-Западного государственного заочного технического университета Владимира Медведева, необходимо внедрять интеллектуальную систему мониторинга за пробками. Подобный проект должен быть внедрен в Москве в течение нескольких лет. Датчики и контролеры, устанавливаются на всех проблемных магистралях, специалисты будут снимать показания и затем анализировать. На основе этой информации должна быть создана интеллектуальная система управления городскими потоками. Ее ключевой задачей должна стать координация передвижений общественного транспорта и грузовиков. Такие электронные системы уже действуют в большинстве крупных западных городов. «Когда в Чикаго такая умная система отключилась на сутки, количество пробок тут же выросло на 30%», — сказал специалист.
В российских городах с точки зрения координации перемещений грузовиков и автобусов творится полный хаос. «70% грузового транспорта курсирует по городу между офисами компаний и складами, серьезно мешая остальным автомобилистам», — пояснила Воронцова. Общественный транспорт также работает неэффективно: «Кто же сегодня добровольно станет пользоваться автобусами, если их приходится ждать по часу, а внутри толкучка?»
По оценке специалистов, внедрение интеллектуального контроля за дорогами позволит на 20% сократить расход топлива и на 15% урезать парки общественного транспорта.
Представители федеральных министерств признают, есть еще несколько способов локально бороться с пробками. Нужны перехватывающие парковки и многоэтажные паркинги. Возможно, потребуется ввести оплату за въезд в центр городов. Гаишники должны быстрее разбираться с авариями. Кардинально должна быть решена проблема с парковками. А штраф для автомобилистов, которые создают помехи общественному движению, необходимо увеличить со 100 руб. как минимум в несколько раз.
Эффективной оказалась мера, примененная в Санкт-Петербурге, когда VIP-персон, прибывших на экономический форум, перевозили по воде.
При этом не нужно было перегораживать весь город, чтобы они могли попасть в место назначения. Эта идея может быть использована и в других мегаполисах. За качество движения по городу должен отвечать лично мэр или губернатор области. «Градоначальники сегодня должны отчитываться по 43 показателям. Однако транспорт затрагивает лишь один. И то речь идет о размере грузооборота коммерческого транспорта», — подчеркнул руководитель Союза транспортников России Виктор Казанцев.
Специалисты считают, что городам необходимо ввести так называемые минимальные стандарты. Они включают нескольких показателей: скорость, комфортность и экономичность транспортного сообщения в пределах административно-территориальной единицы. «Кое-где это уже сделано. В Санкт-Петербурге установлена, в частности, такая норма: добраться из любой точки города в другую нужно не более чем за 50 минут, включая сюда прогулку до остановки, ожидание транспорта, пересадки и собственно поездку», — рассказал председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарёв. Однако тут же признал, что пока петербуржцы по-прежнему в среднем тратят на поездки больше часа. Шишкарёв отметил, что обсуждения транспортных проблем в мегаполисах продолжаются уже несколько лет, но полноценной системы для борьбы с заторами на российских дорогах по-прежнему не существует.