В Петербурге по инициативе Комитета по здравоохранению Смольного создано независимое экспертное бюро, которое отстаивает интересы пострадавших в ДТП и государственных медучреждений. Новая структура называется экспертное медико-правовое бюро (ЭМПБ). В Смольном утверждают, что хотя страховые лимиты по ОСАГО на компенсацию лечения пострадавших в авариях с 1 марта составляют 160 тыс. рублей на каждого пострадавшего, страховые компании не оплачивают лечение в полной мере. Поэтому необходима организация, которая будет защищать права пациента, если страховщик ОСАГО отказывается компенсировать расходы на лечение сверх бюджета Обязательного медицинского страхования (ОМС).
Сейчас происходит именно так: пострадавших отправляют в государственные медучреждения, никаких выплат они не получают, вдобавок начинается привычный конфликт между медиками и страховщиками.
«Человек попадает в серьезную аварию, – объяснил «Газете.Ru» директор ЭМПБ Андрей Пучков. — Его кладут в больницу, буквально собирают по частям. Травматологи, хирурги делают высокотехнологичную операцию. И все это оплачивается из фонда ОМС. Однако реальные суммы, затраченные на излечение, как правило, превышают заложенные в фонды. В результате медучреждениям приходится тратить собственные резервные средства. Страховые компании, работающие по ОСАГО, оплачивать эту разницу отказываются. По словам Пучкова, реальные выплаты по здоровью пострадавшим составляют 1–2%, остальное остается у страховых компаний. В итоге финансовое бремя ложится на государственную медицинскую систему и, как следствие, на бюджет. Наша цель — помочь пострадавшим в ДТП и государственным больницам Петербурга вернуть свои собственные средства».
По подсчетам Комитета по здравоохранению, петербургский бюджет из-за невыплат страховщиков ежегодно теряет 2,2 млрд рублей.
Чтобы исправить это положение, было создано ЭМПБ. В Бюро поступают все данные о пациентах, застрахованных по ОСАГО. Организация определяет качество необходимой медпомощи, адекватность стоимости его лечения, а также готовит полный пакет юридических документов для пострадавших в ДТП и налоговиков. Таким образом, чтобы при начислении компенсации у страховщиков не было проблем с налоговыми органами из-за необоснованных выплат. Обратиться в Бюро может любой страхователь ОСАГО, считающий, что его права нарушены. Сейчас независимое «Санкт-петербургское экспертное медико-правовое бюро», учрежденное госструктурами, не имеет аналогов в России. В законе об ОСАГО институт оценки и переоценки ущерба по «железу» предусмотрен, а по здоровью — нет. В петербургском ЭМПБ считают, что этот пробел необходимо срочно ликвидировать, создавая подобные экспертные организации по всей стране.
Бюро уже приступило к работе в Петербурге и даже успело поучаствовать в нескольких судебных процессах. Суды, правда, не определились окончательно, на чьей стороне правда. По Гражданскому кодексу, дополнительные расходы на лечение возмещаются, только когда потерпевший не имеет права на их бесплатное получение. А в перечень ОМС порой входят операции, стоящие 5 тысяч долларов. То есть право на операцию пострадавший имеет, но кто будет за нее платить? В итоге судейские принимают половинчатые решения.
«На практике дела по таким вопросам выливаются в решения «и нашим и вашим», — говорит Александр Зикратов, гендиректор юридической фирмы «Паритет». — Например, по одному из свежих дел иск был удовлетворен частично: стоимость препарата для лечения взыскана, стоимость же весьма дорогостоящего имплантата нет. Тем не менее, подвижки в этом направлении налицо».
«Медицинских экспертных оценок самим страховщиком быть не может, — убежден Владимир Симаненков главный терапевт Петербурга. – Только заключение врачебной комиссии дает основание для проведения медико-экономической экспертизы при решении вопроса о страховой выплате как в досудебном, так и судебном порядке. Имеющаяся практика создания нелегитимных центров врачебной экспертизы при страховых компаниях должна пресекаться».
Комитет по здравоохранению и Союз потребителей РФ намерены от лица государственных клиник выставить к оплате страховщикам все счета за последние три года.
«Если похожее решение действительно существует, то оно противоречит российскому законодательству, в частности, закону об ОСАГО, – считает Татьяна Чернова, PR-директор петербургской страховой компании «Регион». — Решение такого бюро не имеет никакой юридической силы, а следовательно, не может привести к каким-то последствиям. Страховые компании пострадавшим платят в соответствии с законом, где предусмотрены все лимиты по различным страховым случаям».
С ней согласен другой представитель страхового бизнеса. «Всё обязательное страхование регулируется исключительно федеральными нормативными актами, — отмечает заместитель гендиректора по автострахованию компании «Русский мир» Андрей Знаменский. — Размеры выплат, порядок, необходимые для выплаты документы перечислены в Законе и в Правилах ОСАГО.
В связи с этим роль и функции создаваемого бюро не ясны».
Однако и среди петербургских страховщиков постепенно появляются сторонники ЭМПБ. «Поскольку страховые компании собирают 60 % премии ОСАГО именно по рискам «жизнь и здоровье», то платить по этим рискам тем, кому причинен вред здоровью в ДТП – пешеходам и водителям — просто необходимо, — говорит директор филиала страховой компании «РК-Гарант» в Петербурге Евгений Константинов. — Единственная проблема, которая сегодня волнует страховщиков, заключается в процедуре медико-экономической экспертизы лечения. Она должна отделить бесплатную медицинскую помощь от средств, затраченных медучреждением сверх предусмотренного лимита. Именно эту разницу и должен оплатить страховщик ОСАГО. Необходима именно медико-экономическая экспертиза, подтвержденная надежными документами, — основание для проведения выплаты».