Вопреки прогнозам, по итогам 2007 года Россия так и не стала вторым по величине авторынком, пропустив перед собой вдобавок к Германии еще и Великобританию, — такие данные предоставил на пресс-конференции Оскар Ахмедов, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ). По прогнозам АЕБ, в дальнейшем продажи легковых автомобилей в России будут расти очень поступательно: в 2009 году до 2,7 млн штук, в 2010 до 2,9 млн, а к 2015 продажи легковых машин должны будут достигнуть отметки 3,5 млн штук в год.
Сегодня на двести россиян приходится всего один новый автомобиль.
По плотности проникновения «четырехколесых» Россия по-прежнему уступает многим странам Восточной Европы. Проанализировав ситуацию, иностранцы пришли к выводу, как именно будут действовать в новых условиях.
Иномарки докатятся на ВАЗе
Иностранные модели активно вытесняли «Жигули» с рынка в прошлом году, и в этом собираются поднажать. За прошедший год их доля увеличилась на 9% процентов, с 54,2% до 63,7%. Даже в регионах люди стали покупать иномарки. По словам представителей «Форда», быстрее всего спрос растет в Сибири, на Урале, в Краснодаре и на Кавказе.
«В прошлом году наметилась достаточно любопытная тенденция, — заметила руководитель группы маркетинга АЕБ Ирина Шароватова, — за последний год россияне все активнее стали покупать модели B-класса. Это недорогие машины, которые люди выбирают в качестве первой иномарки. Чаще всего это автомобили, собранные в России».
Именно такие модели и будут предлагать российскому покупателю иностранцы. Самые амбициозные задумки у лидера по продажам — компании General Motors. Кроме того, в течение года в Россию придут новые Chevrolet Aveo, Cadilac SDC, SAAB 9-3 и Opel Vectra, которая после смены поколений будет называться Opel Insignia.
Всего американский концерн рассчитывает продать в России за 2008 год более 300 тыс. машин, из них 130 тыс. будет сделано в РФ. «Мы хотим увеличить свою долю на рынке до 10%, а в течение нескольких лет развиться до 15%», — заметил генеральный директор General Motors СНГ Яцек Горски.
Уже в ноябре GM откроет завод под Питером, и тогда число отечественных иномарок будет еще больше.
Планы Toyota скромнее — около 200 тыс. машин, притом что премьерных моделей в этом году компания для России не готовит. Volkswagen хочет продать около 60 тыс. автомобилей. Среди своих козырей VW выделяет внедрожный Tiguan, седан Passat CC и спортивный компакт Scirocco.
ГАЗ ушел к иностранцам
В битве за российского автомобилиста все производители разделились на два лагеря. С одной стороны — «патриотический фронт». Его представляет Poсоборонэкпорт, который всеми силами старается поднять «АвтоВАЗ». Если в феврале компании подпишут соглашение, помогать военным в этом деле станет Renault. С другой стороны — иностранцы, объединившиеся в ассоциацию АЕБ: 17 компаний, представляющих 33 бренда. Довольно долго ходили слухи о том, что для противостояния иностранцам российские ГАЗ и ВАЗ объединятся. Возможным связующим звеном в этой комбинации мог выступить General Motors.
Но слияния не произошло, и даже о поставке запчастей для новых моделей ВАЗ договориться не удалось, признался «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией в компании. В результате ГАЗ оказался между двух огней. Сегодня российский производитель окончательно сделал свой выбор в пользу иностранцев, вступив в иностранную ассоциацию.
«Таким образом, горьковчане смогут более эффективно вести переговоры с российским правительством, — заметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Оскар Ахмедов. — Мы не скрываем того, что являемся лоббистской организацией.»
В российской компании соглашаются с тем, что общаться с российскими чиновниками вместе с иностранцами будет проще. Вместе с тем, за счет присоединения ГАЗ рассчитывает и на укрепление партнерских соглашений с некоторыми иностранными брендами. Речь идет об оснащении новых отечественных иномарок запчастями нижегородской сборки. Возможны и другие варианты взаимодействия.
Забастовки будут
Сборочные производства в России — одно из обязательных условий успеха на местном рынке, убеждены автопроизводители. Однако новые российские автозаводы вскоре могут обернуться для России целой волной забастовок, считает генеральный директор АЕБ Франк Шауфф. С одной стороны, это нормальное явление: через забастовки прошли и европейские, и американские заводы. В Германии ситуация устаканилась, в США не очень. С другой, ситуация в России уникальна.
«Мы понимаем, что в РФ могут быть свои варианты развития рабочего движения. Здесь государство не выступает справедливым арбитром в конфликтных ситуациях. К примеру, я не могу себе представить, чтобы рабочих заставили бастовать на улице, как это случилось с российскими бастующими компании Ford», — заметил Шауш.
Когда у людей нет возможности вести нормальные переговоры и отстаивать свои права, сказал представитель европейской организации, компании могут не считаться с сотрудниками.
Именно так получается с Ford. В американской компании «Газете.Ru» рассказали, что переговоры с рабочими идут, но исключить возобновления забастовки в феврале нельзя. «Разговоры ведутся постоянно. Однако пока решение, принятое в конце года, об увеличении зарплат на 11%, никак не менялось», — заметили менеджеры. Но пока вероятность того, что поправки в новый трудовой договор будут внесены, еще существует. Окончательно ситуация разрешится только к марту, когда документ будет подписан и вступит в силу.
У АЕБ есть данные и о том, что ситуация с рабочими обстоит довольно остро и на других российских автозаводах.