На «АвтоВАЗе» закончилась предупредительная забастовка. В среду в 14.45 мск, на 4 часа раньше запланированного срока, рабочие нескольких мятежных цехов завода в Тольятти вернулись к работе в прежнем режиме. По словам бастующих, им удалось добиться «подвижек» в диалоге с руководством об увеличении им заработной платы, а для того, чтобы показать организованность рабочих, заводчане решили также организованно (как и начали) свернуть акцию протеста.
Александр Афанасьев, сотрудник сборочного цеха 45/2, рассказал «Газете.Ru» о том, что происходило в течение дня на заводе. Всего к первой за всю историю завода организованной акции протеста присоединились три цеха: 45/2 (сборка передней части кузова), 46/1 (водители-испытатели) и «Мотор-3» (двигательное производство).
Несмотря на уверения руководства предприятия, что никакой забастовки на ВАЗе нет, акцию, которая продлилась в течение работы всей смены 4 часа (с 10.45 до 14.45 мск) поддержало свыше 1000 служащих предприятия.
Рабочие моторного цеха, впрочем, бастовали всего час. А вот другие два цеха не работали в течении всей смены. В результате, из общего числа бастовавших до конца продержалось около половины, примерно 500 человек.
Рабочие на несколько часов прекратили собирать машины на главном конвейере и таким образом заблокировали производство. В результате первая акция уже оказала ощутимый ущерб «АвтоВАЗу».
Предприятие не смогло выпустить до 1500 машин.
Это девять моделей «Жигулей». Машины не выпускались на всех трех линиях главного конвейера: на первой — ВАЗ 2113, 2114 и 2115, на второй — ВАЗ 2105 и 2107, а на третьей «буксовало» производство машин с индексом 2110, 2111, 2112 и «Приора».
По словам заместителя директора по производству Владимира Четкина, главный конвейер продолжал «крутить» кузова, которые приходят в цеха сразу из окрасочного цеха. Однако, в тот момент, когда машины должны начать собирать рабочие, делать проводку, ставить торпеды, монтировать двери, с машинами ничего не происходило. «Кузова шли голые», — сказал Четкин. Как поясняет сотрудник цеха 45/2 Афанасьев, производство встало из-за того, что работу прекратили сотрудники ключевого производственного цеха. «Мы собираем технологическую основу автомобиля. Нашу работу, можно сравнить с закладкой фундамента в доме. А уже дальше к этому «дому» ставят крышу. Представьте, если начать строить крышу, когда у дома даже основания нет», — пояснил рабочий.
В администрации оставшимся рабочим дали указание ставить на машины только самое необходимое, чтобы впоследствии их можно было дособрать.
Впрочем, даже для этого скорость движения конвейера пришлось снизить в четыре раза. Только так начальству удалось хотя бы отчасти компенсировать нехватку рабочих на производстве.
По словам рабочего, заводчане решили закончить забастовку раньше запланированного срока и тем самым еще раз продемонстрировать свою организованность. «Когда на работу выходила смена А (вторая смена) нам приходилось уговаривать людей, чтобы они начинали производство в прежнем режиме», — говорит Афанасьев. Вместе с тем, люди, которые пришли на работу вечером, не будут доделывать работу за нами. Они будут делать новые машины, которые приходят из окрасочного цеха. А утренние «полуфабрикаты-недоделки», скорее всего, спишут под акцию протеста, считает рабочий.
Афанасьев объясняет решение прекратить забастовку тем, что рабочим удалось привлечь к себе внимание.
«В наших переговорах с руководством наметились изменения к улучшению ситуации. Заблокировав производство главного конвейера, мы показали начальникам, что обращаться с нами нужно, ни как со скотом, как они обращались с нами до сих пор, а как с рабочими людьми», — отметил он.
Впрочем, по словам Афанасьева, если до конца месяца — когда людям начислят зарплату — прибавки не будет, забастовка может возобовится. Будет ли это еще одна предупредительная или на этот раз уже бессрочная акция, рабочие пока не думали. «На этот раз если в руководстве не испугаются и не примут мер, к сожалению, исключить этого полностью нельзя, нам будет организовать людей гораздо проще, — говорит Афанасьев. — Мы начинали работу практически с нуля. В организационном комитете рабочих было всего несколько человек. Теперь все будет иначе. У нас теперь есть опыт, появился официальный организационный орган. И в следующий раз мы готовы в случае необходимости снова провести забастовку».
Лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев, которого рабочие выбрали своим представителем, в течение дня вел переговоры с руководством предприятия. В частности, встречался с Иваном Мироновым, вице-президентом, директором по безопасности ВАЗа.
Миронов обещал организовать встречу лидера профсоюза с президентом «АвтоВАЗа» Владимиром Артяковым. По словам Золотарева эта встреча для обсуждения увеличения зарплат ожидается уже на следующей неделе.
На «АвтоВАЗе» данные об этом обещании не подтвердили, но и не опровергли. Сегодняшнюю забастовку в администрации считают несостоявшейся. По их подсчетам, в акции приняли участие не больше 150 человек, рассказал руководитель пресс-службы «АвтоВАЗа» Владимир Арцыков. Он признает, что бездействие со стороны рабочих привело к тому, что на заводе было выпущено, по предварительным данным, около 200 некомплектных автомобилей. «Ущерб от действий рабочих, конечно, возник. Теперь недоукомплектованные машины придется доводить дополнительно, в специальном участке, привлекая для этого дополнительную рабочую силу, — сказал Арцыков. — Трудно пока оценить ущерб точно. И все же, уже можно сказать, что он куда меньше, чем ранее заявляли представители профсоюза «Единство».