1 августа на 11.45 (10.45 мск) намечена первая в истории предприятия забастовка на заводе «АвтоВАЗ» в Тольятти. Это будет предупредительная акция, которая продлится 6–8 часов. Сотрудники будут требовать увеличения зарплаты с 7–10 тыс. рублей до 25 тыс. По плану инициаторов акции протеста в забастовке должны были принять участие 10 тыс. человек, которые смогли бы остановить главный конвейер завода (всего на «АвтоВАЗе» 110 тыс. сотрудников). Однако после того, как руководство предприятия пригрозило рабочим штрафами и увольнениями за забастовку, а также запретило пускать на территорию завода членов альтернативного профсоюза «Единство», который организовывал акцию, забастовка оказалась под угрозой срыва.
«У нас просто нет возможности организовать акцию. Как только наши сотрудники подходят к проходной с листовками, призывающими собраться и обсудить условия забастовки, их арестовывают», — рассказал лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев. Так, по его словам, во вторник утром был задержан еще один активист. Милиция и служба охраны завода задержали председателя профкома Александра Дзюбана.
Кроме того, на многих рабочих произвели впечатления угрозы руководства — оштрафовать или даже уволить тех, кто откажется работать. Из десяти тысяч недовольных осталось только около тысячи.
Впрочем, по словам Золотарева, некоторые сотрудники примкнули к недовольным как раз после этих угроз. «У многих негодование вызвала именно реакция со стороны руководства завода. Люди возмущены тем, как с ними обращаются, угрозы только подзадорили их», — говорит лидер профсоюза «Единство».
В итоге рабочие провели собрание и договорились о забастовке самостоятельно, без участия профсоюзного лидера, отрезанного от завода. «Сегодня рабочие сами провели на заводе собрание. На него пришло около 500–700 человек. Вопреки замыслам руководства «АвтоВАЗа» люди без нашего непосредственного участия смогли сами очень неплохо организоваться. Однако завтра мы попытаемся попасть на завод, хотя, скорее всего, это опять закончится арестами», — сказал Золотарев.
Начало акции намечено на 11.45 (10.45 мск). Люди, как обычно, придут на работу, но работать не будут. «Поскольку рабочие будут действовать без наших инструкций, сложно прогнозировать, как именно будут развиваться события», — говорит Золотарев.
Он не исключает, что им все же удаться остановить главный конвейер. В таком случае ущерб производству всего за один день простоя составит порядка 3 тыс. машин — это, в первую очередь, модели «Калина» и «Нива», а также запчасти к ним.
Если производство будет остановлено, по оценкам аналитиков, компания понесет серьезный ущерб — до 120–150 млн рублей в месяц. «Для российского предприятия это очень большая сумма. Убежден, что руководство «АвтоВАЗа» не допустит того, чтобы производство было остановлено», — говорит специалист ИК «Проспект» Дмитрия Кипа.
С ним согласен аналитик ИК «Уралсиб» Кирилл Чуйко, по словам которого, остановить такое огромное предприятие, как «АвтоВАЗ», в принципе не так просто. «На заводе работает очень много сотрудников, и многие служащие могут прекратить работать без ущерба для основного производства. У предприятия огромные склады, и здесь может храниться большое количество деталей, которыми можно закрыть краткосрочную нехватку, — рассказал эксперт. — Чуть ощутимее для завода будет остановка работы в тех цехах, которые занимаются наиболее востребованными деталями. Например, забастовка рабочих, занятых штамповкой или сборкой двигателей».
Куда опаснее для завода, по мнению аналитика, полностью соглашаться с требованиями рабочих. Такое значительное повышение заработных плат самым непосредственным образом скажется на росте себестоимости производства.
А если учесть, что цены на «Жигули» и без того завышены, еще большее удорожание неизбежно приведет к снижению спроса. В такой ситуации предприятие рискует просто разориться. По прогнозам аналитика, конфликт кончится компромиссом для обеих сторон: рабочие удовлетворятся увеличением заработных выплат на 10–15% до конца года.
Тем временем руководство «АвтоВАЗа» через свою пресс-службу продолжает утверждать, что обстановка на заводе рабочая и никакой забастовки завтра не будет. Для поддержания этой версии даже было организовано заседание лояльного руководству завода профсоюза АСМ, в который по умолчанию входят все 110 тыс. сотрудников. «На собрание пришли по 1–2 представителя от каждой рабочей группы, всего 100–150 человек. На собрании присутствовало и руководство. В течение получаса рабочие высказывали свои претензии и с пониманием относились к тому, что решить их проблемы сразу просто нереально», — рассказал «Газете.Ru» председатель профкома АСМ Николай Карагин.
Представители крупных профсоюзных объединений затрудняются прогнозировать, как разрешится сложившаяся ситуация.
По словам председателя Объединения профсоюзов России «Соцпроф» Сергея Храмова, требования рабочих завода совершенно обоснованны, но удастся ли им добиться повышения зарплат, пока сказать трудно. «Рабочие должны получать достаточно высокие зарплаты, чтобы развивать экономику государства. Хоть это повлияет на цену автомобилей, это вполне можно будет компенсировать улучшением качества, которое зачастую на ВАЗе страдало из-за переработок рабочих», — считает Храмов. Успех акции, по его словам, напрямую зависит от действий Золотарева. Если он сможет грамотно выстроить переговоры с руководством, он сможет отстоять рабочих. «Например, как это успешно осуществляется профсоюзом в Костомукше, где бастуют железнодорожники. Там на каждого рабочего непосредственно организацией оказывается серьезное давление, что, однако, не мешает проводить забастовку благодаря грамотной опеке рабочих профсоюзом», — рассказал Храмов.
Руководитель центра общественных связей ФНПР Владимир Корнеев менее оптимистичен. «Все сводится к тому, как сработает «Единство», важно соблюсти все юридические процедуры достаточно жесткого российского забастовочного законодательства. Безусловно, ситуация осложняется (если это верно) тем, что руководство «АвтоВАЗа» имеет отношение к арестам членов профсоюза. Так что строить прогнозы очень трудно», — сказал Корнеев.
Впрочем, у российских рабочих автомобильных заводов есть опыт удачного проведения забастовок.
Сотрудники завода «Форд-Всеволожск» дважды добивались выполнения своих требований. В сентябре 2005 года профсоюз завода потребовал пересмотреть условия начисления заработной платы и выплаты 13-й, премиальной зарплаты. В конце 2005 года рабочие Ford провели часовую предупредительную забастовку. Дирекцию Ford это не впечатлило, и работники провели итальянскую забастовку. С 21 по 28 ноября они строго следовали инструкциям профсоюза и держали предписанный темп работы, не превышая план. В результате вместо 250–270 Focus в день с конвейера сходило около двухсот. После этого руководство завода пошло на ряд уступок — зарплаты старых и вновь набранных сотрудников были выровнены, но ощутимого повышения зарплат не последовало.
Разговор о приостановке производства из-за недовольства рабочих возобновился в конце 2006 года. После нескольких недель безуспешных переговоров производство «Фокусов» на Всеволожском заводе было остановлено в ночь на 14 февраля 2007 года. Эта остановка стоила «Форду» 303 несобранных автомобилей. В итоге после двух недель напряженных споров профсоюз смог добиться повышение зарплат на 14–20% и ряда дополнительных уступок. Правда, профсоюз рабочих «Форда» вел переговоры с представителями европейского подразделения компании, а не с дирекцией бывшего советского предприятия.