Несколько дней во Владивостоке не прекращались акции протеста против новых правил таможенного оформления японских машин. На улицах Владивостока и других городов Приморья появлялись более-менее организованные колонны — от 50 до 100 автомобилей — с зажженными фарами и оранжевыми ленточками на антеннах. Протестующие старались блокировать движение по крупным улицам или как можно ближе подобраться к зданию Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ). Сегодня власти заметили митингующих.
Губернатор Приморского края Сергей Дарькин собрал совещание по поводу акций протеста. «Я не имею права
вмешиваться в деятельность таможни, — сказал на совещании Дарькин. — но когда люди выходят на улицу, я обязан защитить интересы простых приморцев». Заместитель начальника Дальневосточной таможни Александр Воробьев пообещал губернатору Приморского края урегулировать конфликт вокруг повышения стоимости иномарок в течение суток.
Власти создали согласительную комиссию из таможенников и бизнесменов для решения возникшего конфликта, которая начнет работу завтра утром. Применение новых правил остановлено и пока все ввезенные в Россию автомобили будут растомаживаться по старой методике.
Но предприниматели не торопятся снимать со своих машин оранжевые ленточки и убирать плакаты. Они говорят, что в любой момент готовы продолжить акции протеста.
Изменение правил растаможки заключается в составлении дальневосточными таможенниками подробных каталогов оценочной стоимости, по которым и высчитывается таможенная пошлина для японских машин по маркам и моделям. Такие каталоги, по словам таможенников, давно уже применяются для оформления всех европейских и американских автомобилей. Предприниматели (юридические лица), ввозя машину из Японии, платят 25% от ее стоимости. Как утверждают таможенники, раньше цена автомобилей была значительно ниже рыночной, потому что рассчитывалась довольно приблизительно, исходя из года машины, объема двигателя и марки. Конфликт начался 5 октября, когда приехавшим на таможню перегонщикам начали называть оценочную стоимость автомобилей близкую к рыночной. Перегонщики доказывали, что купили свои Toyota и Mitsubishi (каталоги составлены пока только для этих двух марок) гораздо дешевле, но у большинства из них не сохранилось документов, выданных на аукционе, в которых значилась бы сумма сделки. Перегонщики не хотели платить пошлины на $1500— $3000 больше и начали акции протеста.
Предприниматели возмущены в первую очередь тем, что таможенники изменили правила игры без предупреждения и называют действия Дальневосточного управления ГТК незаконными.
«Цены на автомобили в новой тарифной сетке, которую пытается ввести дальневосточные таможенники, никак не связаны с реальными ценами в Японии, — утверждает Президент приморской правозащитной общественной организации «Свобода выбора» Владимир Литвинов. — Пытаясь выдоить из нас максимальное количество денег, Дальневосточная таможня применяет европейскую систему оценки автомобилей, по которой бывшие в употреблении автомобили стоят в разы дороже».
<1>Представители ДВТУ, прижатые к стене окружившими здание таможни японскими автомобилями, и сами поняли, что стоило начать пропаганду своих каталогов задолго до их введения. И объясняют, что применение каталогов не будет повсеместным. «Мы понимаем, что стоимость машин в каталогах приблизительная, — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе ДВТУ. - Ведь цена одной и той же машины на аукционе может колебаться на 3 — 5 тыс. долларов. Это же аукционы, на которых нет жестких ставок. И если человек сможет доказать, что он купил машину не за $10 тыс, а за $5 тыс, мы пойдем ему навстречу».
Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева, вчера сообщила журналистам, что
таможенники будут использовать каталоги только в случаях, когда предприниматель не может доказать стоимость своей машины предоставлением договора купли-продажи автомобиля с аукциона.
Она отметила, что все старания таможенников направлены только на то, чтобы люди платили пошлину с реальной, а не с заниженной стоимости автомобилей.
Сейчас, чтобы успокоить митингующих предпринимателей, таможенники разрешили им оформить уже ввезенные автомобили по старым правилам (по оценкам самих перегонщиков их около 5000 на таможенном складе и еще несколько сот на двух пришвартованных кораблях). Один из организаторов акций Владимир Литвинов, заявил, что если итоги работы согласительной комиссии не устроят предпринимателей, митинги будут продолжены. «Хочу отметить, что перекрытие федеральных трасс — это самый крайний вариант развития событий, — сказал Литвинов. — Однако, учитывая сегодняшнюю ситуацию, это вполне реально».