В сравнении с первым полугодием 2004 года российский рынок иномарок вырос на 65%. С января по конец июня этого года новые иномарки у официальных дилеров купили себе почти 250 тыс. россиян. За аналогичный период прошлого года их было 150 тыс. Успешнее всех, как повелось в России, распродают свои машины корейцы и японцы. У них и самый большой рост продаж.
За год перестановки произошли как в десятке лидеров рынка, так и во «втором эшелоне». Hyundai сменил на первом месте прошлогоднего лидера – Toyota. Причем разрыв между лидером и «первым преследователем» в десять раз больше, чем год назад (в январе--июне 2004 года Toyota продала на 1187 автомобилей больше, чем Hyundai, а сейчас корейская марка опережает японскую на 12 633 машины). Ford, стоявший на третей строчки год назад, сейчас только шестой, а его место заняла Daewoo. Ее хитовая модель Nexia (она же Opel Kadett двадцатилетней давности со следами многочисленных косметических операций на «лице») пока исправно сманивает покупателей у вазовских «десяток», которое сравнялось с ней по цене.
Этот год может стать для «узбекских корейцев» не только последним в призовых строчках, но завершающим на автомобильном рынке вообще.
«В этом году истекает трехлетний контракт на поставку машинокомплектов для «УзДэу», — рассказывает вице-президент ИГ (организация запрещена в России) «Атон» Александр Агибалов, – и будут ли его продлевать, неизвестно». GM, которой теперь принадлежит Daewoo, явно больше заинтересована в продвижении новых корейских машин под маркой Chevrolet, чем в сохранении производства Nexia и Matiz. Почему, вполне понятно: Nexia – уже морально устарела, а в России в этом году начнут продавать Matiz нового поколения под названием Chevrolet Spark. Эксперты не берутся прогнозировать будущее «УзДэу». Но, по мнению генерального менеджера группы компаний «Рольф» (она представляет в России интересы Hyundai и Mitsubishi) Валерия Тараканова, в случае прекращения СП с корейцами узбеки могут организовать у себя сборку китайских машин – производители из Поднебесной уже осели в Сибири и явно хотят расширять свое влияние на все окрестности молодой «автомобильной империи».
Четвертое место заняла Mitsubishi, на пятое, обойдя Ford, вышел Nissan, а седьмую строчку занимает Renault. На восьмое место оказалась отброшена Kia. Это единственная марка из десятки лидеров, продажи которой упали – на 7%. По мнению Александра Агибалова из «Атона», у Kia устаревший модельный ряд и завышенные цены. С прекращением же производства Rio корейцы, cкорее всего, вылетят из десятки лидеров совсем. На подходе, правда, новое поколение Rio и ижевская Kia Spectra, цены на которую, впрочем, официально не объявлены. Из обоймы лидеров выпали Opel и Peugeot. Их место заняли Mazda и Chevrolet. «Мазде», судя по всему, окончательно удалось справиться с дефицитом машин, а Chevrolet въехал в десятку на «корейцах» Aveo и Lacetti.
Вылетевший из десятки Peugeot снизил продажи на 6% и оказался на 14-м месте. Валерий Тараканов из «Рольфа» объясняет спад продаж французских машин реорганизацией дилерской сети. Тараканов уверен, что со следующего года, когда у Peugeot появятся новые крупные дилеры, дела у марки в России пойдут на лад. Александр Агибалов же из «Атона» уверен, что Peugeot плохо покупают из-за завышенной цены и давно не обновлявшегося (за исключением недешевого 407-го) модельного ряда. У cобратьев Peugeot по концерну PSA из Citroen продажи, наоборот, растут. У Citroen цены хоть и в евро, но более привлекательные, а в модельном ряду сразу две новинки – С4 и C5. Кроме того, владельцы машин с двумя шевронами редко жалуются на фирменный сервис, что немаловажно не только для общего имиджа марки (о чем пекутся все производители), но и для привлечения новых покупателей.
Существенно выросли продажи у Mercedes, Chrysler, Audi и Jeep. Подтянулась и BMW, правда, продажи маленьких Mini выросли сильнее, чем продажи «взрослых бимеров». Volswagen, как и в прошлом году, занимает 11-е место, и его продажи неплохо растут — на 53%. В общей массе отправленых покупателям «Фольксвагенов» преобладают самые дешевые Pointer и один из самых дорогих Touareg.
По-прежнему неважно идут дела у шведских марок. Продажи Volvo в первом полугодии 2005 года упали на 4% — до 2325 машин. «Виной всему неблагоприятный курс евро», — считает Валерий Тараканов. В первой половине прошлого года дела у шведов шли лучше, но не за счет новых моделей, а за счет прежнего поколения S40, которое продавали по специальной цене, объясняет он. Низкие же продажи SAAB (--46%), по мнению Тараканова, показывают, что фирме нужна поддержка брэнда – у российских покупателей эти машины ассоциируются с более массовыми машинами, которым «Саабы» проигрывают в цене и раскрученности. В Европе же и Америке SAAB считаются машинами премиум-класса.
Упали продажи и у Cadillac. Выправится ли ситуация с началом сборки американских машин на «Автоторе», неизвестно – американцы вроде бы не планируют снижать цены.
По-прежнему плохо продаются в России массовые итальянские машины. Сбыт FIAT и Alfa Romeo упал на 61 и 34% соответственно, а Lancia и вовсе продала за шесть месяцев всего один седан Thesis. Зато у продавцов итальянских спорткаров дела идут вполне неплохо: за первое полугодие — 25 Ferrari и 72 Maserati.
Эксперты рынка уверены, что продажи иномарок продолжат расти и к концу 2005 года в России будет продано не меньше 550 тыс. новых иномарок.
Продажи традиционно-российских машин будут снижаться — по первым даным с отечественных заводов, продажи у них идут на убыль. То есть новые иномарки уже сейчас отбирают покупателей у продукции российского автопрома, чего не происходило несколько предыдущих лет. А во втором полугодии с выходом на рынок новых доступных машин иностранных брэндов — Renault Logan, Kia Spectra — и наращивания мощности производств во Всеволожске и Таганроге, тенденция будет только усиливаться.