В начале этого года межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала правительству отменить или снизить до 3–5% импортные пошлины на автокомпоненты, ввозимые на территорию страны для промышленной сборки (сейчас пошлины на ввоз автокомпонентов составляют 10–12%). Минэкономразвития (МЭРТ), разработавшее изменение таможенных сборов, предлагает обнулить пошлины на стеклоочистители, на стартеры, спидометры, на стекла пошлину предлагается снизить до 3%, а на ввоз сидений — до 5%. При этом автокомпоненты, ввозимые для продажи на рынке запчастей, должны будут облагаться действующими ставками пошлин. В МЭРТ надеются таким образом стимулировать организацию новых производств автомобилей в России.
Возможность организации своих производств в России рассматривают сейчас сразу несколько крупнейших автопроизводителей.
Как заявил в среду глава российского представительства DaimlerChrysler Герхард Хилгерт, концерн может принять решение о строительстве автосборочного завода в России после того, как российское правительство снизит таможенные пошлины на комплектующие.
В декабре прошлого года планировалось подписание меморандума о строительстве в России предприятия по сборке автомобилей Volkswagen. Предполагалось, что в случае снижения пошлин в конце 2005 года VW начнет собирать в подмосковном Ступине автомобили VW Bora (Jetta) и Skoda Octavia, а, возможно, и VW Polo. Российские VW были бы на 10–15% дешевле импортируемых. В течение семи лет с начала производства планировалось довести локализацию производства до 30%. Кроме того, этой весной окончательное решение о строительстве в России завода по сборке моделей Camry и Corolla обещала принять Toyota. Мощность сборочного предприятия к 2007 году должна была составить около 100 тыс. машин в год. Но недавно японцы заявили, что так и не смогли определиться с местом строительства завода и откладывают принятие решения.
Судя по всему, немцы и японцы, как и DaimlerChrysler, ждут отмены или снижения пошлин на ввоз автокомплектующих.
Интерес к российскому рынку, по словам замдиректора департамента торговых переговоров МЭРТ Андрея Кушниренко, проявляют также корейцы. Но о какой конкретно компании идет речь, представитель МЭРТ не уточнил. Выступая на проходящей в Москве международной конференции «Автомобильная промышленность России», Кушниренко сообщил, что правительство рассмотрит вопрос о понижении пошлин 19 мая. Кушниренко отметил, что льготы предполагается ввести не на постоянной основе, а лишь до тех пор пока тот или иной проект по производству автомобилей или компонентов не выйдет на самоокупаемость. После этого предполагается постепенно снизить или вовсе убрать льготы с тем, чтобы заставить иностранного инвестора искать партнеров и поставщиков в России.
Но даже с этой оговоркой инициативы МЭРТ не на шутку испугали российских автопромышленников. Они вновь заговорили о необходимости повышения пошлин на ввоз новых иномарок. Президент ассоциации «Автопроизводители России» Евгений Левичев считает, что их нужно увеличить до 35%. По его мнению, существующие сейчас пошлины в размере 25% делают более рентабельным ввоз в Россию новых иномарок, чем их производство на месте. Левичева поддерживает замдиректора Национальной асоциации производителей автокомпонентов (НАПАК) Михаил Блохин. По его словам, именно с высоких пошлин на импорт новых автомобилей начинали Китай и Бразилия, в которых сейчас активно развивается автомобильная промышленность.
Обнуление пошлин на автокомпоненты, по мнению Левичева, должно происходить одновременно с введением законодательного определения «промышленная сборка», которая может относиться не только к изготовлению автомобилей, но и к производству двигателей и прочих агрегатов. Кроме того, организатор промышленной сборки в перспективе должен локализовать в России производство ряда узлов и агрегатов, считает Левичев.
Желание автопромышленников повысить ввозные пошлины на новые иномарки понятно. Отечественный автопром постепенно сдает свои позиции иностранцам. По итогам 2004 года производство российских автомобилей увеличилось всего на 5,4%, а продажи – на 3,6%, при этом продажи иномарок выросли на 83%. Самостоятельно российские автопромышленники выйти на конкурентоспособный уровень не могут.
Любое мало-мальски значительное усовершенствование в конструкции отечественного автомобиля сразу поднимает его цену и лишает единственного конкурентного преимущества перед иномарками. Сложнее всего автомобилям традиционных марок соперничать с иномарками российской сборки.
Денег же на разработку новых моделей у наших автопредприятий нет. Завод «ИжАвто», к примеру, отказался от планов разработки новых собственных моделей – по словам генерального директора предприятия Михаила Добындо, «Иж» решил сохранить выпуск популярных «каблучков» и постепенно переходить на выпуск иностранных моделей — Kia Spectra и еще одной корейской модели, название которой обещает объявить в сентябре этого года.
Снижение пошлин на автокомпоненты без сопутствующего повышения ввозных пошлин больно ударит по нашему автопрому, считает вице-президент ИГ (организация запрещена в России) «Атон» Александр Агибалов. В этом случае, считает аналитик, в течение пяти последующих лет вся российская автопромышленность за исключением АвтоВАЗа, просто вымрет, что приведет к потере огромного количества рабочих мест. Повышение пошлин на новые иномарки одновременно со снижением пошлин на ввоз комплектующих с точки зрения стимулирования организации иностранных производств в России было бы более логичным, считает аналитик, тем более что заводы, уже собирающие в России иномарки, и без снижения пошлин продолжают значительно наращивать объемы производства.
В МЭРТ выгоду от повышения пошлин на новые иномарки считают сомнительной. По словам Андрея Кушниренко, это связано с тем, что потребности рынка превышают возможности отечественного автопрома.
В то же время представитель МЭРТ отметил, что «вопрос повышения ввозных пошлин может быть поставлен на повестку дня в случае роста поставок дешевых машин из азиатских стран».
Правда, не очень понятно, как это согласуется с тем, что в 2006 году Россия собирается вступить в ВТО и принять на себя обязательство не только не повышать ввозные пошлины на новые импортные автомобили, но и постепенно снижать их до 15%.
Иностранные производители придут в Россию и в случае отмены пошлин на компоненты, и в случае повышения пошлин на иномарки. Но от того, какой сценарий развития российской автомобильной промышленности выберет правительство, напрямую зависит, выиграет или проиграет конечный потребитель. Если будут снижены пошлины на автокомпоненты, как этого хотят в МЭРТ, российский рынок очень скоро наводнят качественные и сравнительно недорогие иномарки местной сборки. Одновременно будут создаваться новые рабочие места на сборочных заводах иностраннных брэндов. Если же отечественным автопромышленникам удастся пролоббировать повышение пошлин на ввоз готовых иномарок, то иномарки вырастут в цене, возможно, только на год-два, пока не будет налажена местная сборка. Но на фоне подорожания иномарок сразу поднимут цены и российские заводы — до сих пор все порывы государства защитить отечественный автопром заканчивались только повышением цен на автомобили, при это особых подвижек в улучшении качества не наблюдалось.