Зарубежные поставщики прекратили продажу России комплектующих для пассажирского среднемагистрального самолета МС-21, и это является «хамством», заявил президент страны Владимир Путин в Кремле на встрече с работниками атомной отрасли.
Прием у главы государства прошел в преддверии Дня работника атомной промышленности. Путин попенял на неправоту зарубежных партнеров, указав, что проект МС-21 не имеет никакого отношения к военной сфере.
«Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции партнеры наши прекратили поставку нам соответствующих композитных материалов для крыла. Ну что это такое? Это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил», — посетовал президент России.
При этом он выразил уверенность в том, что присутствовавшим в зале специалистам под силу заместить иностранных партнеров.
«Знают, что мы все равно сделаем, благодаря вам, но просто, чтобы наши самолетостроители вышли попозже с этим продуктом, а они уже к этому времени предполагают занять эти ниши и рынки. <…> Речь идет об экономике в целом. Без новых материалов сделать ничего невозможно», — резюмировал Путин.
Еще в январе прошлого года стало известно, что санкции США в отношении Объединенной авиастроительной корпорации и «Ростеха» привели к прекращению поставок композитных материалов для МС-21.
Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщала, что ряд компонентов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась.
В этой связи генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов официально подтвердил перенос сроков запуска серийного производства МС-21 с 2019 года на конец 2020-го.
«В связи с тем, что американцы остановили поставку композитных материалов, мы переходим на свои композитные материалы», — сказал Чемезов.
Он заверил, что «необходимые разработки и российские партнеры, в частности «Росатом», уже есть». Тем не менее для запуска отечественных композитов в массовое производство нужно время.
«Мы должны были уже в конце этого года первые самолеты выпустить в серию, сейчас это сдвинется где-то к концу 2020 года», — цитировало РИА «Новости» главу «Ростеха».
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты полагают, что Чемезов слишком оптимистичен и решение проблемы может потребовать длительного времени. С учетом необходимости проведения опытно-конструкторских работ и сертификации это может занять пять лет и более, отмечал аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
Пока в правительстве и на уровне конструкторских бюро и профильных ведомств есть уверенность, что собственные наработки в нашей стране есть и заменить импортные детали вполне реально, однако то, что проект может быть отодвинут вплоть до 2025 года уже мало кто отрицает, согласился партнер компании «Вальтер Констракшн» Вадим Тедеев.
Япония также создала России «большие проблемы» отказом от поставок материала для МС-21, рассказывал спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
«Правительство Японии после звонка из известной столицы известного государства ввело дополнительные санкции против РФ. До этого нам продавали специальное углеродное волокно, из которого мы делали так называемое «черное крыло», современное крыло для гражданского самолета МС-21», — отмечал Иванов.
МС-21 не единственный самолет, при производстве которого Россия стремится к максимальному импортозамещению. В декабре прошлого года сообщалось, что Минпромторг намерен получить еще почти 15 млрд руб. на разработку самолета «Сухой — Суперджет» (SSJ-New).
Он будет выпущен «с максимальным импортозамещением». То есть большее количество деталей воздушного судна будет производиться в России.
Уже сейчас ясно, что министерство готово заплатить 14,867 млрд руб. за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по программе SSJ в модификации с максимальным импортозамещением компонентов и систем (шифр SSJ-New-2020). Работа должна быть завершена до 15 декабря 2021 года.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров 31 марта 2015 года утвердил приказ, в котором изложен план развития импортозамещения в сфере гражданского авиастроения. В документе упоминаются программы по развитию пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), МС--21 и Ту--214.