Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Адмирал Кузнецов» — далеко не худший»

«Адмирала Кузнецова» назвали худшим авианосцем в истории

Российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» попал в топ-5 худших авианосцев, когда-либо спущенных на воду во всем мире, по версии колумниста журнала The National Interest. В черный список также попали британский Eagle, американский Ranger, японский Kaga, французский Bearn. «Газета.Ru» разбиралась, насколько обоснованы подобные выводы.

Отечественный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» имеет такие недостатки, как плохое качество строительства, слишком короткая взлетная полоса и высокие затраты на ремонт, — к такому выводу пришел автор блога на сайте The National Interest Роберт Фарли.

Однако далеко не все отечественные эксперты разделяют это мнение.

«Если сравнивать наш корабль с американскими атомными авианосцами типа «Нимиц», то, разумеется, «Адмирал Кузнецов» уступает им и по количеству летательных аппаратов, и по решаемым задачам, и по многим другим показателям», — пояснил «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба Военно-морского флота адмирал Виктор Кравченко.

Однако если сравнивать отечественный авианосец с кораблями аналогичного класса в других странах, в частности, Великобритании, Франции, Индии и Китае, то «Адмирал Кузнецов» не такой уже и плохой корабль, подчеркнул собеседник издания.

По словам адмирала, российский авианесущий крейсер хорошо показал себя в ходе вооруженного конфликта в Сирии.

«Тот же флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой «Шарль де Голль» так ничего в Сирии и не решил. Покрутился, покрутился — и ушел в базу во Францию,

— напомнил Виктор Кравченко. — Так что это надо еще посмотреть, кто тут худший».

Приведенные в издании The National Interest недостатки адмирал считает дилетантскими и несерьезными. «Что значит слишком короткая полетная палуба? — удивляется экс-начальник Главного штаба ВМФ. — Самолеты не могут взлетать и садиться? Или как?»

По словам адмирала, качество строительства эксперты американского журнала объективно оценить никак не могли, и уж тем более затраты на ремонт корабля.

Могло быть и раньше

Что касается истории вопроса, то Москва могла получить современные атомные ударные авианосцы еще в середине 1970-х — начале 1980-х годов. В частности, летом 1972 года министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Андрею Гречко был представлен проект атомного ударного авианосца 1160 с самолетами катапультного взлета водоизмещением 80 тыс. т.

«Ничего не выдумывать. Строить так, как у американцев», — именно этого мнения придерживался глава военного ведомства СССР. Его точку зрения полностью разделял министр судостроительной промышленности СССР Борис Бутома.

Головной корабль этого проекта мог быть заложен в 1975 году, а в 1981 году уже сдан флоту. До 1986 года предполагалось ввести в боевой состав ВМФ СССР еще два подобных авианосца.

Но начались интриги. Главный конструктор тяжелых авианесущих крейсеров заявил в ЦК КПСС, что готов решить те же задачи, но за гораздо меньшие деньги. Самое главное, он был горячо поддержан секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам Дмитрием Устиновым.

В результате вместо атомного ударного авианосца проекта 1160 был заложен тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143М «Новороссийск». А в итоге получилось и не дешевле, и боевые возможности оказались куда как меньше обещанных.

«Не самую лучшую роль в этой истории сыграл помощник, затем заместитель начальника Генерального штаба по ВМФ адмирал Николай Амелько, поддержав дилетантские начинания Дмитрия Устинова, — вспоминает Виктор Кравченко. — К тому же практически одновременно в 1976 году умерли сторонники строительства «нормальных авианосцев» Андрей Гречко и Борис Бутома. В результате страна, Вооруженные силы и флот свернули с генеральной линии в строительстве кораблей этого типа».

Строительство первого отечественного авианосца шло не просто. Как ранее писала «Газета.Ru», весной 1982 года после англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов было наконец принято окончательное решение о постройке «заказа 105» по проекту 1143.5.

В результате первый блок корпуса будущего «Адмирала Кузнецова», первоначально получившего наименование «Рига», удалось заложить на предстапельной плите ЧСЗ лишь в сентябре 1982 года, а к стапельной сборке нового авианесущего крейсера смогли приступить только в феврале 1983 года.

26 ноября 1982 года, после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, название корабля было заменено на «Леонид Брежнев».

Тем временем из-за срыва сроков поставки крупного энергетического оборудования в 1983-1984 годах в уже практически готовом корпусе корабля приходилось вскрывать, а затем снова заваривать десятки огромных разъемов, прорезать которые приходилось через 7-10 палуб.

Заказчик в это время подготовил еще одну неожиданность: предлагалось заменить предусмотренный первоначальным проектом ТАВКР комплекс радиопротиводействия «Кантата» на совершенно другой — «Созвездие», еще находившийся в разработке. Конструкторам пришлось переделывать и перепланировать сотни помещений, искать место для большого количества новых антенн и электронных блоков.

Несмотря на все это, точно по плану 4 декабря 1985 года корабль, в то время еще носивший имя «Леонид Брежнев», был спущен на воду. Спусковая масса составила около 32 тыс. т, что в то время было рекордом для отечественного судостроения.

Рожденный в таких условиях первый советский авианосец, именовавшийся во всех документах ТАВКР, по сравнению с предыдущими кораблями такого типа имел на борту не 36, а 50 летательных аппаратов, включая впервые в советской истории базирование на палубе сверхзвуковых истребителей обычной схемы. Для этого почти в 2,5 раза была увеличена площадь полетной палубы, применен взлетный трамплин, аэрофинишеры, стартовые задержники, газоотбойные щиты и глиссадная светотехника. Запас авиационного топлива был увеличен на 1000 т, и авиабоезапас — почти вдвое.

На новом ТАКР был применен более совершенный противокорабельный комплекс «Гранит» с 12 подпалубными пусковыми установками.

Полное водоизмещение корабля составляло около 55 тыс. т. Длина корабля — 302 м, ширина по ватерлинии — 35,4 м, по полетной палубе — 70,5 м, осадка — 10,5 м. Паротурбинная энергетическая установка суммарной мощностью 200 тыс. лошадиных сил обеспечивала кораблю скорость до 29 узлов с дальностью автономного плавания до 8 тыс. морских миль. Экипаж крейсера состоял из 2100 человек.

«Должен напомнить, что ТАВКР «Адмирал Кузнецов» изначально задумывался как корабль ПВО. И самолеты, размещенные на его борту, лишь совсем недавно были дооборудованы для ударов по береговым объектам. Поэтому сравнивать наш корабль с полноценными авианосцами все же не совсем корректно», — пояснил «Газете.Ru» адмирал Виктор Кравченко.

В настоящее время в России разработан проект атомного многоцелевого авианосца «Шторм» (проект 23000). Как ранее писала «Газета.Ru», корабль будет иметь полное водоизмещение около 95 тыс. т, длину, ширину и осадку 330×42×11 м соответственно. Ширина полетной палубы составит 85 м. Главная энергетическая установка может быть как на органическом топливе, так и иной, в зависимости от требований заказчика, в том числе смешанной: атомной и газотурбинной.

Скорость полного и экономического хода составит 26-30 и 14 узлов соответственно. В концепции заложена автономность в 90 суток. Корабль может нести запас авиатоплива до 6 тыс. т. Мореходность — 6-7 баллов (по применению авиации). Экипаж авианосца составит до 4 тыс. человек. Срок службы — более 50 лет. Однако атомный авианосец и на этот раз не попал в государственную программу вооружений, рассчитанную на 2018–2025 годы.

Что касается вопроса, по силам ли России построить сегодня корабль подобного типа, то президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов ранее в интервью «Газете.Ru» рассказал о возможностях ОСК по строительству самых современных и перспективных кораблей, включая атомный ударный авианосец.

По его словам,

«в России есть все необходимые компетенции по строительству мощных и надежных кораблей. Говорить, что в нашей стране нет каких-то технологий, которые не давали бы нам возможность построить авианосец, будет неправильно.

Повторю: мое глубокое убеждение в том, что мы в состоянии создать подобный корабль. Остальное — нюансы».

Новости и материалы
Россиянам запретили пользоваться ранее работавшим в IOS 18.2 ChatGPT
Оппозиция в Молдавии опротестует результаты выборов
Стал известен клуб, в который должен был перейти Дзюба вместо «Акрона»
Продавцы косметики обманули Арину Шарапову и Татьяну Михалкову
Стало известно о ликвидации вторгшихся в Курскую область военных ВСУ
Фанаты «Баварии» бойкотируют игру с «Шахтером»
Трамп допустил, что может проиграть
В Узбекистане осудили мужчину за участие в СВО
В сети не узнали повзрослевшую дочь Ольги Шелест: «Невероятная»
Девятимесячная девочка получила ожоги из-за упавшего чайника с кипятком
Россиянам объяснили, какой двигатель самый надежный
Стало известно, какие продукты чаще всего заказывают в Москве и Петербурге
В России попросили ограничить распродажи на маркетплейсах
В подполье заявили об иностранцах среди украинских военкомов
«Остается любовь к Богу»: Гарик Burito назвал секрет счастливого брака
Uniper выплатила Германии компенсации в рамках претензий к «Газпрому»
Маск рассказал о последствиях победы Харрис на выборах в США для всего мира
Отбор газа из европейских подземных хранилищ существенно превысил закачку
Все новости