Разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения «Баргузин» временно приостановлена. Об этом «Российской газете» сообщил информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России.
«Тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу», — сказал источник издания. При этом официального сообщения о прекращении разработки «Баргузинов» пока не было.
22 ноября стало известно, что прошли первые успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) для перспективного боевого железнодорожного комплекса «Баргузин».
Пуск осуществляла массогабаритная модель ракеты «Ярс».
«Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», — рассказал тогда «Интерфаксу» источник в промышленности.
Собеседник агентства высказал предположение, что летно-конструкторские испытания МБР для «Баргузина», вероятно, начнутся в 2017 году. Бросковые испытания — только первый этап проверки ракет. В рамках него выясняется, правильно ли разработана подготовка ракеты к пуску и как срабатывает пусковое оборудование. Источник также отметил, что «Баргузины» смогут заступить на боевое дежурство в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) после 2018 года.
В мае прошлого года источник в российском оборонно-промышленном комплексе сообщал ТАСС о начале создания отдельных элементов «Баргузинов».
«Конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет», — сказал тогда источник.
О том, что в России будут разрабатывать боевой железнодорожный комплекс «Баргузин», стало достоверно известно в конце 2014 года — об этом рассказал командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев.
«Создание новейшего БЖРК планируется в соответствии с поручениями президента России. Разрабатывается он исключительно предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса, воплощая в себе самые передовые достижения нашего боевого ракетостроения», — отмечал Каракаев.
Информация о том, что в России начнут работать над новыми военными поездами, проскальзывала еще в апреле 2013 года — тогда замглавы Минобороны России Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам «железнодорожных ракетных комплексов нового поколения».
Приказ о создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) был подписан в далеком 1969 году. Предполагалось, что комплекс составит основу группировки ответного удара — БЖРК обладает значительной устойчивостью к атакам и имеет серьезные шансы уцелеть при ударе противника. Разработчиком комплекса стало конструкторское бюро «Южное» в Днепропетровске, а главными конструкторами — братья Алексей и Владимир Уткины.
Специально для таких боевых железнодорожных комплексов разработали и создали твердотопливную ракету 15Ж61. Летные испытания ракетного комплекса, получившего название РТ23 УТТХ, проводились с 1985 по 1987 год на космодроме Плесецк в Архангельской области. Все 32 тестовых пуска прошли успешно.
Однако в 1992 году после подписания Борисом Ельциным и Джорджем Бушем-старшим Договора «О сокращении стратегических наступательных вооружений» СНВ-2 работы по созданию БЖРК были прекращены, а сами разработки — уничтожены. Утилизация комплексов не прекратилась даже после выхода РФ из договора СНВ-2 — к 2007 году все поезда были утилизированы. О возрождении программы создания БЖРК заговорили только в 2011 году.
В публикации «Российской газеты» указано, что прекращение разработки «Баргузинов» может быть связано с проблемами финансирования. «Скорее всего, дело в деньгах. Стратегических ракет для ответного удара у нас хватает. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения. Для ВВС испытываются новые крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. И затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы в нынешних экономических условиях неразумно», — заключили авторы материала.