Президент и Верховный главнокомандующий Украины принял решение отойти от советско-российской аббревиатуры ВДВ. И постановил ввести новое название — Десантно-штурмовые войска Вооруженных Сил Украины. Помимо этого, цветом украинского десанта стал темно-бордовый, а не голубой.
«Это — цвет крови, вашей крови, пролитой в боях за Украину. Бордовые береты для идентификации своих десантников используют 59 стран мира, 19 из которых — члены НАТО. Таким образом мы внедряем еще один стандарт альянса. На берете также изменен знак. Отныне это купол парашюта как символ десантных подразделений во всем мире, крылья архистратига Михаила и огненный меч, которым он поражает врагов рода человеческого», — прокомментировал свое решение Порошенко.
Выбор новой даты празднования Дня десантника на Украине объясняют тем, что это день покровителя десантников Святого Михаила.
О чем не сказал Порошенко
В своем составе десантно-штурмовые войска Украины имеют 25-ю воздушно-десантную бригаду, пять десантно-штурмовых бригад (45, 46, 79, 80 и 95-ю), две аэромобильные бригады (81 и 82-ю). Количество десантируемых войск и успех выполнения ими боевых и оперативных задач находятся в прямой зависимости от количества и качества средств десантирования. То есть от наличия военно-транспортных самолетов и вертолетов. А вот с этим Украина в настоящее время испытывает откровенные проблемы.
В частности, в строю только шесть самолетов военно-транспортной авиации Ил-76МД и не более десятка транспортно-боевых вертолетов Ми-8. Тяжелых вертолетов типа Ми-26 всего три, но готовы ли они сегодня к выполнению боевых задач, неясно.
Воздушный десант может быть оперативным (когда парашютным или посадочным способом выбрасывается воздушно-десантная дивизия) или оперативно-тактическим и тактическим (когда десантируется воздушно-десантная бригада или парашютно-десантный батальон).
На Украине речи о воздушно-десантной операции не может идти в принципе — для этого попросту нет воздушно-десантной дивизии. Кроме того, чтобы выбросить подобное соединение в одном вылете, требуется не менее четырех сотен средних военно-транспортных самолетов типа Ил-76 — цифра недосягаемая не только для Украины.
Но ВСУ в настоящее время не могут в одном вылете десантировать и воздушно-десантную бригаду. Для этого не хватает военно-транспортных самолетов.
Под большим вопросом и аэромобильные действия украинских десантно-штурмовых войск — опять-таки нет траспортно-десантных и транспортно-боевых вертолетов.
По всей видимости, украинцы сегодня не могут десантировать парашютным способом даже один укомплектованный и боеготовый батальон — подобного прецедента за последнее время не наблюдалась в ходе боевой подготовки и на учениях, проводимых ВСУ.
Однако военно-транспортные самолеты и вертолеты — это еще далеко не все, что требуется для успешной высадки воздушного десанта. Для десантирования боевой техники требуются так называемые десантные платформы.
А разработчик и производитель этих платформ — ОАО «Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал»», входящий в состав холдинга «Технодинамика» ГК «Ростех», находится на территории России. Именно здесь разрабатываются платформы, позволяющие десантировать технику массой от 3,7 до 10 тонн с высоты от 300 до 1500 метров.
Со времен распада СССР на Украине остались десантные платформы, однако их техническое состояние и готовность к десантированию неизвестны.
Кроме того, воздушный десант немыслим без парашютов. Опять-таки, головной разработчик парашютных систем всех типов и одно из немногих предприятий в мире, которое самостоятельно осуществляет полный цикл по созданию парашютных систем, находится в России — это АО «НИИ Парашютостроения».
«Косметический ремонт» без энтузиазма
Наконец, воздушно-десантные части и соединения оснащаются соответствующим вооружением и военной техникой, в частности, боевыми машинами десанта.
Разработчики и производители этого вида вооружения также находятся на территории России. К таковым относятся БМД-3, БМД-4, БМД-4М, командирская БМД-3К, 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД», машина радиационной, химической и неспецифической бактериологической разведки ВДВ РХМ-5 (шасси и вооружение), запасные части к машинам. Это и перспективный многоцелевой бронетранспортер (десантный) БТР-МД «Ракушка».
На Украине в сфере оснащения воздушно-десантных (десантно-штурмовых) войск современной и перспективной боевой техникой с момента распада СССР изменилось очень мало. БМД-1 и БМД-2 ДШВ Украины давно устарели и не отвечают вызовам современности. Да и тех в исправном состоянии у украинцев осталось очень немного.
По некоторым данным, БМД-1 числится 29 единиц, а БМД-2 — 45. Этого количества техники хватит не более чем на парашютно-десантный полк. Кроме того, в ходе боевых действий в Донбассе немало этих машин было утрачено.
Таким образом, десантно-штурмовые войска на Украине есть, но способны ли они в настоящее время осуществить даже тактический воздушный десант — большой вопрос. Проблемы с парашютами, десантными платформами, самолетами военно-транспортной авиации в перспективе решить можно, но все это требует времени и немалых денег, которых у Киева сегодня просто нет.