Представитель Министерства обороны России Александр Емельянов на российско-китайском брифинге по противоракетной обороне на полях Первого комитета Генеральной ассамблеи ООН в четверг, 12 октября, заявил, что создаваемая система ПРО США представляет угрозу для безопасности международной космической деятельности.
Он добавил, что ПРО США препятствует достижению договоренностей о неразмещении оружия в космосе. При этом Емельянов подчеркнул, что российское военное ведомство ожидает роста информационных возможностей системы ПРО США в результате наращивания низкоорбитальной системы обнаружения баллистических ракет, сообщает РИА «Новости».
«За счет передачи данных непосредственно с космического аппарата на борт противоракеты возможности системы ПРО США выйдут на качественно новый уровень», — сказал Емельянов.
По его словам, наращивая противоракетные возможности, Соединенные Штаты стремятся получить стратегическое преимущество за счет создания условий для применения ядерного оружия с минимальными издержками. Помимо этого, на выводы об угрозе для российского потенциала сдерживания наводит и то, что более 60 американских противоракет развернуто в Европе, еще около 150 противоракет — в составе Азиатско-Тихоокеанского регионального сегмента ПРО.
«По нашим оценкам, к 2022 году количество противоракет системы ПРО составит более 1000 единиц, а в перспективе превысит число боевых блоков, развернутых на российских межконтинентальных ракетах», — добавил Емельянов.
Днем ранее глава департамента Северной Америки Министерства иностранных дел Георгий Борисенко заявил, что размещение американских пусковых установок на базе ПРО в Румынии представляет собой угрозу для безопасности России.
«Размещение таких пусковых установок на земле запрещено договором о ракетах средней и малой дальности. Они могут быть только на кораблях. Мы считаем происходящее нарушением ДРСМД, расцениваем это как прямую угрозу себе», — сказал он.
Дипломат также отметил, что эти установки могут запускать как перехватчики, так и ударные крылатые ракеты типа «Томагавк». Похожее заявление Борисенко сделал и в отношении ПРО США на территории Южной Кореи.
«Дело в том, что эти средства совершенно не способны помешать Северной Корее нанести ответный удар в случае агрессии против нее. Граница на Корейском полуострове проходит так, что Сеул находится в радиусе действия дальнобойной артиллерии сопредельного государства. А никакие артиллерийские снаряды комплексы THAAD не перехватят. Соответственно, против КНДР они просто не нужны», — сказал он.
По его словам, руководство России и Китая «прекрасно осознает» такую ситуацию.
11 октября в Париже завершилась 10-я конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, в рамках которой мировые эксперты, руководители международных организаций и политики обсудили состояние вопросов ядерной безопасности, а также основные вызовы, с которыми сталкиваются государства сегодня.
«Нарастает напряженность из-за взаимных претензий к выполнению договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Заморожена совместная программ по утилизации избыточного плутония, прекращена совместная работа ученых-ядерщиков», — подчеркнул президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор во время открытия конференции.
За неделю до этого японское правительство выразило интерес к приобретению системы противоракетной обороны Aegis, представляющей собой наземный вариант базирования американских противоракет SM-3.
Токио в настоящее время рассматривает возможность размещения системы ПРО в двух позиционных районах вдоль западного побережья страны, чтобы наряду с эсминцами полностью прикрыть территорию Страны восходящего солнца от северокорейских баллистических ракет.
Россия, впрочем, не сидит, сложа руки. Так, в конце сентября Минобороны сообщило об испытаниях в Астраханской области ракеты «Тополь» с новым боевым оснащением.
«Боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения с Государственного центрального межвидового полигона «Капустин Яр» в Астраханской области проведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-12М «Тополь». Целью пуска стало испытание перспективного боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет», — указывалось в сообщении военного ведомства.
Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне Сары-Шаган в Казахстане.
«В ходе испытания получены экспериментальные данные о параметрах целевой обстановки, формируемой боевым оснащением перспективных баллистических ракет в процессе преодоления противоракетной обороны», — пояснили военные.
Также в министерстве анонсировали, что в последующем эта информация будет использована в ходе разработки эффективных средств преодоления противоракетной обороны для оснащения ими перспективной группировки российских баллистических ракет.