Все началось задолго до начала самих учений, которые прошли с 14 по 20 сентября 2017 года на территории Белоруссии, а также в Калининградской, Ленинградской и Псковской областях Российской Федерации. В ноябре 2016-го российское Минобороны опубликовало извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по выполнению воинских грузоперевозок железнодорожным транспортом на 2017 год. В соответствии с данным документом, на перевозки из России в Белоруссию и обратно приходилось 49% в стоимостном и 79% в абсолютном выражении.
За этим последовал ряд статей, в которых делались предположения о том, что под прикрытием «Запада-2017» может произойти «оккупация» Белоруссии.
Извещение Минобороны якобы свидетельствовало о планах задействовать 4162 вагонов для переброски в Белоруссию значительного воинского контингента. По некоторым заявлениям, — «эквивалентного 1-й гвардейской танковой армии».
Контингент этот якобы должен был остаться в стране на постоянной основе, превратив ее в передовой российский бастион военной конфронтации с НАТО. Это характеризовалось как прямая угроза безопасности странам Прибалтики и подрывание независимости и суверенитета самой Белоруссии.
Позже ряд экспертов весьма доходчиво объяснили полную надуманность «проблемы 4162 вагонов». Достаточно сказать, что в это число входят перевозки в обе стороны в течение всего года и удовлетворяют потребность в перевозках не только для «Запада-2017», но и нескольких других российско-белорусских учений. Тем не менее, негативный информационный фон вокруг «Запада-2017» уже был создан.
Затем последовал ряд заявлений официальных лиц, который способствовал развитию напряженности в связи с «Западом-2017». Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила о демонстративной подготовке к войне с Западом, спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий – об угрозе осуществления прямой агрессии против Украины, а командующий силами армии США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес – о том, что учение «Запад-2017» может быть «троянским конем». И это лишь три примера. Количество алармистских публикаций со стороны западных СМИ и некоторых представителей экспертного сообщества было значительно выше.
Тем временем, учения «Запад-2017» прошли, а оснований полагать, что опасения Украины и стран Прибалтики были хоть сколько-нибудь реальны, как не было, так и нет.
Подобные заявления делались для достижения весьма различных целей. Для Украины и стран Прибалтики это хороший способ лишний раз привлечь к себе внимание со стороны США, ЕС и НАТО, продемонстрировать свои реальные и вымышленные страхи, а также подстегнуть сотрудничество со «старшими партнерами», причем не только в военно-политической сфере.
Для американских военных, в особенности для представителей армии и европейского командования, «русская угроза» — прекрасный довод в борьбе вокруг военного бюджета. Для многих СМИ – возможность привлечь читателей броскими заголовками. Нельзя отрицать и сохранение курса на демонизацию России, которому искренне и последовательно придерживается часть американского истеблишмента.
Помимо надуманной угрозы использования учения «Запад-2017» для «оккупации» Белоруссии или «агрессии» против стран Прибалтики, Польши или Украины, западные СМИ начали активно раскручивать идею о том, что в учениях примет участие до 100 тыс. военнослужащих вместо заявленных 12,7 тыс. человек, что нарушает параметры Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности. И это поднимает два важных вопроса.
Во-первых, встает проблема четкого определения методологии подсчета размера учений. Ведь на «Западе-2017» принимают участие не только военнослужащие, но и представители иных ведомств. Кроме того, на территории других российских военных округов независимо от «Запада-2017», но в близкие к нему сроки, проводятся внезапные проверки боеготовности, а также ведется подготовка или проведение международных учений, таких как «Боевое содружество-2017» и «Морское взаимодействие-2017».
С учетом этих мероприятий действительно можно насчитать до 100 тыс. и даже больше участников «Запада-2017», но это вряд ли будет иметь какое-либо значение и, тем более, не будет означать нарушение Венского документа.
Во-вторых, наблюдается явное желание со стороны части американского истеблишмента обвинить Москву в том, что размах ее учений непропорционально превышает учения США и НАТО в Европе. Это в частности явно следует из ряда публикаций американского праволиберального Атлантического совета. Масштаб российских учений зачастую необоснованно преувеличивается, а учений США и их союзников — преуменьшается. При этом со стороны России учитываются все крупные учения на ее территории, а в случае США и НАТО – лишь те, что проводятся в европейском регионе.
За скобки выносятся не только крупные учения в США и в азиатско-тихоокеанском регионе, но зачастую и национальные учения не входящих в НАТО европейских стран. Они, тем не менее, имеют явную антироссийскую направленность и проводятся с активным вовлечением военнослужащих стран-членов НАТО.
В качестве примера можно указать крупнейшее за последние 20 лет шведские учения Aurora 17. В нем участвует около 20 тыс. военнослужащих из девяти стран, включая семь стран-членов НАТО. Оно пересекается с крупным военно-морским учением Northern Coasts 2017 (около 5 тыс. военнослужащих и более 50 кораблей и судов из двенадцати стран, включая десять стран-членов НАТО).
Таким образом, мы наблюдаем нагнетание «русской угрозы», как осознанное, так и преследующее отвлеченные цели вроде привлечения читателей западными СМИ. Это не способствует нормализации отношений России с США и НАТО и явно ухудшает стратегическую обстановку в Европе.
Россия, занимая территорию площадью около 17 млн кв. км, должна продолжать интенсивную боевую подготовку своих Вооруженных сил, в том числе в удаленных от Европы военных округах, учитывая не только напряженные отношения с США и НАТО, но и многие другие вызовы для безопасности РФ, а также ее союзников и партнеров.
Вместе с тем, шумиха вокруг «Запада-2017» имела и ряд позитивных последствий.
Во-первых, стоит отметить сдержанную и адекватную позицию ряда официальных лиц, включая генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Во-вторых, неадекватное поведение некоторых СМИ и наблюдателей способствует росту информационной открытости со стороны России и Белоруссии и развитию возможностей РФ по участию в информационной борьбе. В-третьих, на фоне множества алармистских публикаций очевиден и рост прагматичного, адекватного и взвешенного освещения «Запада-2017» в частности, и стратегической обстановки в Европе в целом, со стороны российских, белорусских и, что особенно примечательно, западных экспертов и наблюдателей.
Наконец, появляется небольшая надежда, что с окончанием «Запада-2017» надуманность алармистских антироссийских публикаций станет очевидна большей доли аудитории, и доверие к подобным публикациям в будущем снизится.
Автор — эксперт Российского совета по международным делам (РСМД)