На этой неделе боевики запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) выпустили новый номер журнала Ramiyah, который группировка издает с сентября 2016 года на разных языках, в том числе на английском, французском, немецком, турецком и русском.
В боснийской версии журнала джихадисты пригрозили развернуть террористическую кампанию на Балканах. В статье «Балканы — кровь для врагов и мед для друзей» они пишут, что не забыли, как сербы и хорваты воевали против боснийских мусульман во время вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 годах.
«Думали ли вы, когда вернулись домой с руками, запятнанными кровью мусульман, что все, что случилось, закончилось?» — цитирует джихадистов портал Balkan Insight.
Джихадисты предупредили, что «скоро солдаты халифата пройдут через Белград, Загреб, Сараево, Тирану, Приштину, Скопье и другие города, отрезая головы и проливая кровь неверных». Все «предатели исламской веры» в балканских странах будут «истреблены с помощью сабель и кинжалов» в том случае, если они не вернутся в ислам, говорится в статье.
Авторы статьи приводят в пример недавние атаки, за которые взяло на себя ответственность ИГ, в странах, которые считаются более безопасными, чем балканские, — в Великобритании, Франции, Германии и США. Террористы утверждают, что ИГ превратило их из «хвастливых держав» в «униженные и испуганные народы».
Босния, около половины населения которой — мусульмане, считается одним из главных экспортеров боевиков на Ближний Восток из всех восточноевропейских стран. По данным местных спецслужб, с 2012 года около 200 человек уехали из этой страны в Сирию и Ирак, где примкнули к джихадистским группировкам, в том числе к ИГ и аффилированной с «Аль-Каидой» «Джебхату ан-Нусре» (обе организации запрещены в России).
Приблизительно 30 из уехавших боснийцев погибли в вооруженных столкновениях. 50 вернулись обратно в Боснию.
В 2016 году суд Боснии приговорил к 25 годам заключения за преступления, связанные с терроризмом, 14 человек, в том числе воевавших в Сирии. Вместе с тем, по данным местных властей, за прошлый год в Боснии не было зафиксировано ни одной попытки уехать из страны с целью примкнуть к джихадистам на Ближнем Востоке.
Накануне публикации в журнале ИГ балканские СМИ сообщили, что в Сирии в результате авиаудара возглавляемой коалиции погиб косовар Лавдим Мухаксери, также известный как Абу Абдулла аль-Косова, который считался лидером примкнувших к ИГ боевиков из Косово и Албании.
Мухаксери работал в учебном лагере НАТО в Афганистане, но в 2012 году начал симпатизировать радикальным исламистам и, предположительно, тогда же совершил свою первую поездку в Сирию.
В 2013 году он стал одним из командиров ИГ и считался главным вербовщиком в группировку косовских албанцев.
В ноябре 2016 года полиция Косово задержала 19 человек (18 косовских албанцев и одного гражданина Македонии) по подозрению в подготовке терактов на Балканах. По данным правоохранителей, задержанные планировали, в частности, атаковать израильскую сборную по футболу и ее болельщиков во время матча между Израилем и Албанией. В ходе обысков у задержанных нашли оружие, взрывчатые вещества и устройства радиосвязи.
Как полагают в полиции, задержанные были разделены на две группы, которых координировали Мухаксери и другой вступивший в ИГ косовар Ридван Хакифи. Правоохранители назвали их высокопоставленными членами группировки, отвечающими за боевиков из Косово и Албании. Ранее задержанные публиковали видео с угрозами властям обеих стран за их поддержку международной коалиции против ИГ, а также ролики, в которых призывали косовских албанцев и жителей Албании и Македонии присоединиться к группировке. Всего с момента начала конфликта в Сирии в 2011 году к боевикам ИГ на территории страны присоединились около 300 косовских албанцев и примерно 150 выходцев из Албании.
Угроза радикального исламизма на Балканах за последние два десятилетия приобрела перманентный характер, пояснила «Газете.Ru» младший научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Мария Третьякова. Терроризм на Балканах имеет две формы: с одной — это идеологический терроризм, который имеет глобальный характер, с другой стороны — межэтнический. Рост идеологического терроризма, который напрямую связан с ростом радикального ислама, стал ощущаться на Балканах после гражданской войны в Боснии и сейчас никуда не делся, рассказывает эксперт.
«Второй тип терроризма, межэтнический, на Балканах существует дольше и сейчас тоже никуда не делся. Он напрямую связан с албанским терроризмом.
В последнее время границы между албанским этническим терроризмом и исламским терроризмом смываются, и в этом, на мой взгляд, кроется самая большая опасность», — объясняет Третьякова.
По ее словам, ситуация усугубилась после иммиграционного кризиса в Европе, когда через Балканы прошло очень много мигрантов, среди которых были в том числе и экстремисты. «В последнее время этнический албанский терроризм используется именно радикальными исламистами, потому что это очень удобная форма для маскировки их целей. Они, например, поднимают тему дискриминации прав албанского меньшинства на Балканах: на юге Сербии, в северо-западной Македонии, Черногории и так далее. Таким образом границы между двумя этими формами терроризма размываются», — считает эксперт.
Ранее в июне ИГ начало распространять в мессенджере Telegram призывы к мусульманам, проживающим за пределами «халифата», в том числе в США, России, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии и Австралии, совершать атаки на христиан во время Рамадана, в том числе с использованием транспортных средств.
Вместе с тем, как предположила в разговоре с «Газетой.Ru» директор программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности Евгения Гвоздева, после двойного теракта ИГ в Тегеране (это первая атака в Иране, за которую ИГ взяло на себя ответственность) на ближайшее время приоритетным направлением в пропаганде группировки станут шииты и, в частности, Иран.
«Дело в том, что теракт в Тегеране для ИГ — большая «удача» во многих отношениях. Это первый теракт за много лет против весьма символических целей (парламент и мавзолей имама Хомейни), и это скоординированная операция, а не акт террориста-одиночки.
Сейчас ИГ в соцсетях активно разворачивает пропагандистскую кампанию против шиитов в целом и против Ирана в частности. Этот сюжет будет, скорее всего, новым «перспективным» направлением в пропаганде ИГ в ближайшие недели, а возможно и месяцы, с учетом того что раньше Иран не особо фигурировал в пропаганде группировки», — объяснила эксперт.