В результате вооруженных столкновений между правительственными силами Филиппин и исламистами, которые уже неделю продолжаются в городе Марави на острове Минданао, погибли 129 человек, сообщает Associated Press со ссылкой на местные власти.
На стороне антиправительственных сил в конфликте выступают филиппинские исламистские группировки суннитского толка «Абу Сайяф» и «Мауте», действующие преимущественно на юге страны и, в частности, на острове Минданао.
Обе организации присягнули на верность запрещенному в России «Исламскому государству» (организация запрещена в России).
Боевые действия в Марави активизировались после неудачной попытки филиппинских спецслужб захватить лидера «Абу Сайяф» Иснилона Хапилона. Агентство Reuters называет его эмиром боевиков в Юго-Восточной Азии. Контртеррористическую операцию с целью его поимки силы безопасности Филиппин начали после получения информации о том, что Хапилон находится в Марави.
По данным AP, сейчас правительственные силы очистили от исламистов 90% Марави. Reuters сообщает, что власти освободили 85% города. Среди погибших в результате столкновений оказались 89 боевиков, 21 военный и 19 мирных жителей. Сам Хапилон, предположительно, до сих пор остается в Марави. «Мы призываем оставшихся террористов сдаться, пока есть возможность», — заявил представитель филиппинских военных бригадный генерал Реституто Падилла.
Операцию по освобождению от боевиков оставшихся районов Марави осложняет то, что это плотно заселенные территории, на них до сих пор находятся тысячи мирных жителей, которые боятся бежать из-за опасности нападения боевиков.
Силы безопасности Филиппин проводят против исламистов наземную операцию, в рамках которой используют бронетранспортеры, а также наносят ракетные удары по позициям боевиков с воздуха.
В ходе майских боев за Марави военные страны впервые применили легкие штурмовики SF-260, произведенные в Италии.
Департамент национальной обороны Филиппин заключил контракт с итальянской компанией Alenia Aermacchi, производящей самолеты, на сумму $13,1 млн. В рамках сделки итальянская сторона к 2011 году поставила Филиппинам 18 штурмовиков.
Боевики, в свою очередь, обороняются от правительственных сил с помощью винтовок и боеприпасов, а также бронированной полицейской машины. Все это они получили после ограбления полицейского участка, пишет Reuters. Исламисты также освободили из тюрьмы своих соратников, которые присоединились к боевым действиям, отмечает агентство.
По данным разведки, на стороне филиппинских боевиков сражаются также десятки иностранных джихадистов, аффилированных с ИГ. Источник Reuters в филиппинской разведке рассказал, что в составе 400–500 боевиков, захвативших Марави на прошлой неделе, было около 40 человек, приехавших на остров Минданао из-за рубежа, в том числе и из стран Ближнего Востока.
Среди иностранных боевиков в Марави были малайзийцы, индонезийцы, а также как минимум один пакистанец, йеменец, индиец, марокканец, чеченец, выходец из Саудовской Аравии и один человек с турецким паспортом, рассказал собеседник агентства.
В контртеррористическом подразделении полиции Малайзии назвали имена четырех малайзийцев, которые отправились на Минданао, чтобы примкнуть к филиппинским боевикам. Среди них, по данным правоохранителей, оказался в том числе бывший преподаватель одного из малайзийских университетов Махмуд Ахмад. По данным малайзийских СМИ, в конце 1990-х годов он прошел подготовку в лагере «Аль-Каиды» (запрещена в России) в Афганистане, а во время расцвета ИГ занимался вербовкой боевиков в Малайзии и их последующей отправкой в Сирию и Ирак. Сейчас он активно взаимодействует с группировкой «Абу Сайяф», а в случае гибели ее лидера Иснилона Хапилона может взять на себя руководство подразделениями ИГ в Юго-Восточной Азии, пишет Reuters.
Выходцы из Юго-Восточной Азии, уехавшие воевать в Сирию и Ирак на стороне ИГ, еще в прошлом году выпустили видеоролик, призывающий своих соотечественников начать джихад на юге Филиппин, а не пытаться уехать на территорию так называемого халифата.
Эксперты, опрошенные агентством, полагают, что присутствие в Марави иностранных джихадистов свидетельствует о том, что регион становится новым центром сосредоточения ИГ. «ИГ сокращается в Ираке и Сирии и децентрализуется в некоторых частях Азии и на Ближнем Востоке. Одной из областей, где ИГ увеличивает свое присутствие, является Юго-Восточная Азия, и Филиппины здесь являются центром тяжести», — выразил мнение в разговоре с Reuters эксперт по безопасности сингапурской Школы международных исследований им. С. Раджаратнама Рохан Гунаратна.
Местные власти давно предупреждали, что нищета, беззаконие и слабые границы преимущественно мусульманских районов Минданао могут стать базой для радикальных исламистов как из самой Юго-Восточной Азии, так и из-за рубежа.
ИГ и другие аффилированные с ним структуры за последние два года уже совершали нападения в Юго-Восточной Азии, но битва в Марави стала первой затяжной конфронтацией между исламистами и филиппинскими силами безопасности.
Из-за боевых действий в Марави президент Филиппин Родриго Дутерте ввел военное положение на территории всего острова Минданао. В ходе майской встречи с президентом России Владимиром Путиным филиппинский лидер заявил, что рассчитывает на развитие военно-технического сотрудничества с Москвой. «Нам нужно современное оружие, чтобы сражаться с ИГ, чтобы сражаться с их подразделениями и группировками», — цитирует его слова ТАСС.
24 мая глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил, что, несмотря на запрос филиппинской стороны, предметные переговоры по поставкам Маниле российских вооружений пока не начались. «Пока идет проработка этого вопроса, формируется облик взаимодействия», — сказал он, отметив, что ранее у России с Филиппинами не было масштабного военно-технического сотрудничества. По мнению Михеева, в рамках контртеррористической операции Филиппины могут заинтересовать мобильные средства борьбы с террористами, стрелковое вооружение и боеприпасы.
На момент публикации заметки в «Рособоронэкспорте» не смогли предоставить «Газете.Ru» оперативный комментарий о текущем состоянии переговоров.
Юго-Восточная Азия — это географически удобный для исламистов регион, который сложно контролировать, объяснила «Газете.Ru» профессор кафедры востоковедения МГИМО, доктор исторических наук Лариса Ефимова. «На Филиппинах террористы действуют на обитаемой местности, хоть она горная и труднодоступная. Но есть еще юг Таиланда, юг Мьянмы, есть необитаемые индонезийские острова. Малайский архипелаг насчитывает 17,5 тысячи островов, из которых только 6 тысяч обитаемые. Это огромная акватория, которую невозможно контролировать ни с моря, ни с воздуха, потому что все покрыто густыми тропическими лесами. Поэтому, если «Абу Сайяф» прогонят с территории Филиппин, они могут переместиться именно на эти острова», — предположила эксперт.
«Это не Афганистан, где голая местность и никуда не скроешься, и не Ближний Восток, где много народу. Здесь десять тысяч необитаемых островов, которые невозможно проконтролировать», — отметила Ефимова.
Вместе с тем, по ее мнению, говорить о тенденции перехода боевиков с Ближнего Востока в Юго-Восточную Азию пока нельзя. Сведений о том, что отряды исламистов направляются в этот регион, пока нет, пояснила эксперт.
«Абу Сайяф» — это достаточно крупная филиппинская группировка исламистов, «Мауте» — более мелкая, в нее входят около 500 человек. «Сейчас они так отчаянно сражаются [в Марави], потому что защищают своего лидера. В других местах есть и другие группировки, которые присягнули на верность ИГ. У них общая идея — создать халифат, и они не хотят действовать в одиночку, поэтому объявляют себя частью ИГ. Активизация исламистов на Филиппинах проходила на протяжении многих десятилетий, еще после достижения независимости в 1946 году. Филиппины сейчас просто вышли на передний план, но опасность исламского терроризма в регионе существует уже достаточно давно», — рассказала Ефимова, добавив, что население Юго-Восточной Азии составляет около 600 млн человек, более 40% которых — мусульмане.