Результаты обследования районов Алеппо, оставленных так называемой сирийской «оппозицией», могут «многих шокировать», заявил в понедельник официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
По его словам, пока российские офицеры Центра примирения враждующих сторон в Сирии организовывали заезды автобусов в подконтрольные боевикам районы, сами «умеренные оппозиционеры» активно «готовили» территорию.
«На этом крохотном пятачке городской территории обнаружены три танка, две пушки, две реактивные системы залпового огня и несчетное количество самодельных минометов и реактивных систем», — заявил Конашенков.
Перед отъездом боевики минировали буквально все, на что хватало времени и боеприпасов: улицы, входы в помещения, автомобили, лежащие на дорогах мотоциклы и даже детские игрушки, сообщили в Минобороны.
В свою очередь, отряды сирийских инженерных войск обнаружили в районе Ас-Суккари Восточного Алеппо грузовик, заминированный двумя тоннами взрывчатки, сообщило местное информационное агентство SANA.
Эти отряды, поясняет агентство, проводят операцию по прочесыванию жилых районов города после ухода оттуда террористов. За два дня до этого ими были обнаружены склады с большим количеством оружия и боеприпасов, которые располагались в том числе в школах и зданиях учреждений сферы услуг в районе Аз-Зибдия.
Жители последних из освобожденных районов на юго-востоке Алеппо стали возвращаться в свои дома, которые оказались заминированными боевиками, пишет сирийская газета «Аль-Уатан». По информации издания, это уже привело к жертвам и ранениям.
«Боевики оставили после себя СВУ и мины в большом количестве, при этом заложив их в жилых квартирах и магазинах», — сообщает газета.
Оставить после себя полностью заминированную местность — обычная практика террористов, так как такого рода «заграждения» являются одним из наиболее эффективных средств задержать наступающего противника. Об этом «Газете.Ru» рассказал экс-заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Валерий Запаренко.
Он отметил, что способы их использования — самые разнообразные.
«Прежде всего, устанавливают противотанковые мины, часто в расчете на «неизвлекаемость», для поражения боевых машин пехоты, бронетранспортеров и танков. Противопехотные взрывные устройства приводятся в действие от самого легкого прикосновения и эффективно уничтожают живую силу», — рассказал Запаренко.
Генерал подчеркнул, что минируется решительно все: здания, окопы, блиндажи, дороги, перекрестки. Зачастую под первым разминированным слоем оказывается новый слой скрытых мин.
«Взрывные устройства крепятся к входным дверям в жилые дома и к окнам. Минируются специально оставленные в этих целях вещи и оружие, автомобили, мотоциклы и другие средства передвижения. Особенно часто мины кладут в коробки с якобы документами — всегда предмет особого интереса разведгрупп. Минируются даже детские игрушки», — пояснил Запаренко.
Также военные обнаружили в Алеппо семь огромных складов с боеприпасами и большое количество учетных документов, сообщили в Минобороны.
Кроме того, в городе найдены масштабные захоронения десятков сирийцев, подвергшихся жестоким пыткам перед смертью. У многих отсутствуют части тел, большинство застрелены в голову. Все тщательно документируется и будет предано максимальной огласке, уточнили в российском военном ведомстве.
На прошлой неделе сирийская армия также обнаружила в одной из школ квартала Ас-Суккари в Алеппо тела казненных террористами людей, в том числе детей. Об этом сообщало агентство Sputnik со ссылкой на прокурора военной полиции Сирии Самера Юсефа.
«На телах погибших детей и взрослых присутствуют следы казни, включая отсеченные головы и выколотые глаза», — рассказал Юсеф.
Ситуация в Алеппо существенно отличалась от обстановки в том же Мосуле, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
По его словам, в Алеппо основу удержания порядка в представлении террористических группировок составляли технологии устрашения. Отсюда и публичные казни самыми изощренными способами, массовые расстрелы с последующим захоронением в воронках от снарядов и авиабомб, пыточные подвалы, отмечает Ремизов.
«Это была одна из неизбежных граней в деятельности террористических формирований самого крайнего толка. Иными способами удержать население в повиновении у них попросту не было», — заключил эксперт.
Один из оппозиционеров, проживающих в Идлибе, родственники которого находятся в Алеппо, рассказал «Газете.Ru», что минирование действительно велось в целях сопротивления.
Однако, по его словам, заминированные детские игрушки и автомобили мирных жителей – это единичные случаи.
«Бомбы в игрушки закладывали участники межрелигиозной войны. Это все — единичные случаи отморозков, которые выдают за тактику и раздувают. Шабиха Асада тоже резали головы. Весь вопрос — сколько этим захоронениям лет? Это могла и «Ан-Нусра» делать, и члены «Исламского государства» (обе организации запрещены в России. — «Газета.Ru»), когда были в Алеппо», — рассказал источник.
Зачистка Алеппо завершилась 16 декабря. Все желающие покинули город, при этом в отдельных кварталах все еще остаются группы радикалов, которые продолжают стрелять по сирийским военным, сообщал российский Центр примирения враждующих сторон в Сирии.
В начале прошлой недели Москва, Анкара и Тегеран заявили, что готовы стать гарантами нового мирного соглашения по Сирии. Об этом объявил министр обороны Сергей Шойгу на встрече с коллегами из Анкары и Тегерана. Сейчас эксперты работают над текстом документа под названием «Московская декларация о незамедлительных шагах по продвижению урегулирования сирийского кризиса».