Российские военные обнаружили на юго-западе Алеппо доказательства применения боевиками химоружия против мирного населения и армии Сирии, заявили в Минобороны. Они будут представлены в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) ООН.
Офицеры войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России нашли неразорвавшиеся артиллерийские боеприпасы террористов с отравляющими веществами и взяли пробы грунта в районе их применения.
«После проведения экспресс-анализа в мобильной лаборатории установлено, что отравляющими веществами, которыми были снаряжены артиллерийские боеприпасы боевиков, с высокой вероятностью являются хлор и белый фосфор»,— сообщил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
Более глубокий анализ веществ будет проведен в лаборатории химико-аналитического контроля Научного центра войск РХБЗ, пообещал Конашенков. Он также обратился к руководству ОЗХО с предложением рассмотреть вопрос скорейшего направления в квартал «1070» Алеппо иностранных экспертов из миссии по установлению фактов использования химических веществ в качестве оружия.
«Российским Центром примирения враждующих сторон в Сирийской Арабской Республике будет обеспечена совместная работа экспертов ОЗХО и российских специалистов по проведению исследований местности, где террористами применялось химоружие», — заявил генерал.
Оружие прошлого века
Хлор — это оружие прошлого века, которое в последний раз серьезно применялось во время Первой мировой войны, напомнил член комиссии ООН по химическому и биологическому оружию с 1998 по 2003 год Игорь Никулин. По его словам, атака была бы более эффективной, если бы вместо хлора и фосфора использовались зарин, зоман или табун.
«Тем не менее хлор — это удушливый газ, а белый фосфор — вещество нарывного действия. Он опасен, когда попадает на открытые участки кожи — может прожечь ее до костей. Так как химическое оружие запрещено к использованию международными соглашениями, скорее всего, эти снаряды кустарного производства», — рассказал Никулин.
Эксперт пояснил, что радиус поражения этого боеприпаса составляет несколько десятков, максимум сотню метров.
Территория, где было применено такое химоружие, представляет опасность около двух суток. Однако многое зависит и от метеоусловий: если дует сильный ветер, химикаты могут развеяться за несколько часов, объяснил Никулин.
По его мнению, смысл применения такого оружия лишь в том, чтобы запугать и деморализовать как противника, так и мирное население, так как добиться значительных потерь с его помощью невозможно.
В конце прошлого месяца, по информации сирийского государственного агентства САНА, в Алеппо пострадали 35 человек в результате применения боевиками снарядов с отравляющим газом. Под обстрелом оказался жилой квартал Аль-Хамдания, у пострадавших «возникли приступы удушья», рассказал корреспондент агентства РИА «Новости», уточнив, что боевики использовали самодельные ракеты.
В последнем представленном докладе по расследованию случаев применения химических веществ в военных целях в Сирии совместная миссия ООН и ОЗХО признала ответственным за другую химическую атаку сирийское правительство.
Эксперты пришли к выводу, что армия президента Башара Асада использовала токсичный газ в провинции Идлиб 16 марта 2015 года. Москва считает доклад ОЗХО по применению химоружия в Сирии «полезным» и готова содействовать расследованию. При этом, по словам постпреда России при ООН Виталия Чуркина, к докладу «остается много вопросов».
В четверг боевики вновь перешли в наступление и попытались прорваться в Восточный Алеппо.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова сообщила, что почти 6 тыс. боевиков попытались прорваться в эту часть города, где в настоящее время блокированы несколько тысяч джихадистов. Между тем ВКС России и Сирии «во избежание напрасных жертв» уже почти месяц не наносят удары по городу.
Восточный Алеппо удается удерживать в кольце, и, пока ситуация под контролем, с дипломатической и стратегической точки зрения России целесообразнее заморозить ситуацию, считает старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Исаев.
«На Западе постоянно заявляют, что из-за наших силовых действий в Алеппо нет возможности вести переговоры с Москвой по Сирии. Скорее всего, наши ВКС не будут бомбить город до тех пор, пока не поутихнут эмоции. К тому же пока мы не поймем, чего хочет добиться новая администрация Трампа в сирийском направлении, кто станет новым госсекретарем США, возобновлять бомбардировки не стоит», — заключил Исаев.
Сейчас в Алеппо для выхода гражданского населения и боевиков действует несколько гуманитарных коридоров. Однако джихадисты не хотят уходить из города и не прекращают попытки деблокировать город.