В Алеппо 35 человек пострадали после применения боевиками снарядов с отравляющим газом, сообщило в воскресенье сирийское государственное агентство САНА. Под обстрелом оказался жилой квартал Аль-Хамдания, рассказал корреспондент агентства. По его словам, у пострадавших «возникли приступы удушья».
О химической атаке на юго-западе Алеппо сообщило и РИА «Новости», сославшись на собеседника агентства в проправительственном ополчении. По его данным, боевики обстреляли снарядами с отравляющим газом позиции сирийских правительственных войск и ополчения в районе военной академии (район Аль-Хамдания находится по соседству с ней, за контроль над этими позициями с конца лета периодически возобновляются ожесточенные бои между сторонами конфликта).
Агентство уточняет, что боевики использовали самодельные ракеты.
«Какой именно химикат был использован, пока затрудняемся сказать», — рассказал собеседник.
В пятницу боевики перешли в наступление и атакуют позиции сирийской армии на юго-западе Алеппо. Военные и ополчение отбили здесь уже два наступления. Атаки исламистов сопровождаются подрывом заминированных автомобилей и смертников.
Повстанцы использовали «гуманитарную паузу», организованную по инициативе российской стороны, для того, чтобы перебросить на позиции на юге и севере города более 8 тыс. человек, утверждает РИА со ссылкой на «данные военной разведки». Исламисты также пытаются прорвать блокаду восточного Алеппо, где окружены их соратники.
О возможном применении химического оружия в Алеппо в Генштабе предупреждали в конце сентября. Тогда первый заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Виктор Познихир заявил, что террористы готовят удары химическими снарядами по позициям сирийской армии и жилым кварталам в восточной части Алеппо.
Более того, по словам Познихира, боевики собирались совершить газовую атаку, чтобы затем обвинить в этом правительственные войска.
В пятницу Минобороны России уже обратилось к президенту с просьбой возобновить удары по восточной части Алеппо, о чем рассказал во время своего брифинга начальник Главного оперативного управления российского Генштаба Сергей Рудской.
По его словам, за десять дней после того, как самолеты России и Сирии полностью прекратили полеты в десятикилометровой зоне вокруг Алеппо, боевики 62 раза открывали огонь из минометов и самодельных установок «адского огня», стреляющих баллонами с газом, по районам в западной части города.
В результате обстрелов погибли 43 и были ранены 96 мирных жителей.
«28 октября с 11 часов 20 минут отряды боевиков, воспользовавшись мораторием на применение российской и сирийской авиации в районе Алеппо, предприняли попытку прорыва в восточную часть города. Наступление велось тремя группировками западнее Алеппо с общим направлением на Академию Асада, при поддержке 20 танков и 15 БМП. Все это сопровождалось ураганным огнем из реактивных установок и артиллерии», — рассказал представитель Генштаба.
По его словам, одновременно боевики из восточного Алеппо организовали встречный удар в районе гуманитарного коридора у рынка Сук-эль-Хай. «Все это привело к многочисленным жертвам мирного населения и правительственных войск», — подчеркнул Рудской.
Тем не менее в пятницу «все атаки боевиков отбиты», заверил генерал. По его данным, в боях были уничтожены восемь танков и пять БМП исламистов.
Несмотря на это, российский Центр примирения совместно с администрацией Алеппо продолжили вести переговоры с представителями «местных органов самоуправления» восточной части города и вооруженными формированиями об эвакуации мирного населения и выходе боевиков из контролируемых ими районов города, отмечают в Генштабе.
Там пообещали по-прежнему круглосуточно держать открытыми все восемь развернутых гуманитарных коридоров. Вблизи них дежурят автобусы, машины скорой помощи, развернуты пункты горячего питания, имеются запасы питьевой воды и продовольствия.
«Мы готовы рассмотреть любые предложения, касающиеся улучшения гуманитарной ситуации в Алеппо, в том числе введение «гуманитарных пауз», но не для того, чтобы их использовали только боевики для достижения своих целей», — заявил Рудской.
Для реализации плана ООН по выводу больных и раненых из подконтрольных вооруженной оппозиции районов Алеппо в течение трех дней с 20 по 22 октября вводились «гуманитарные паузы», во время которых сирийские военные полностью прекратили огонь, а от двух специально созданных гуманитарных коридоров были отведены правительственные войска, чтобы боевики могли безопасно выйти из города. По словам Рудского, операция сорвалась из-за того, что антиправительственные силы не передали представителям ООН списки больных и раненых, а также отказались обеспечить безопасность их эвакуации.
Причиной тому стали «недостаточная проработка» ситуации сотрудниками ООН и «отсутствие влияния на «умеренную оппозицию», действующую в восточном Алеппо со стороны США и других заинтересованных государств».
«Сейчас идет работа с американскими коллегами и рядом стран Ближневосточного региона по выработке предложений, направленных на стабилизацию обстановки в Алеппо», — сообщил представитель Генштаба.
В четверг в Совете Безопасности ООН обсуждался доклад Организации по запрещению химического оружия по расследованию химических атак в Сирии — в них обвинялась сирийская армия.
Как уточняет Associated Press, следователи пришли к выводам, что сирийские военные стояли за нападением на Кменас в провинции Идлиб в марте 2015 года.
Некое устройство упало на населенный пункт с большой высоты, «ударилось о землю и выпустило токсичные вещества, которые затронули население», цитирует агентство доклад. Очевидцы и медики зафиксировали характерный запах и симптомы отравления газообразным хлором.
Еще в двух похожих атаках эксперты не смогли найти достоверные доказательства причастности правительства Сирии. Кроме того, в одном случае эксперты заявили о причастности к использованию химоружия запрещенного в России «Исламского государства (организация запрещена в России)». Речь шла о применении горчичного газа.
«Неубедительными» и не имеющими юридической силы назвал выводы докладчиков постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин. Текст его выступления на закрытом заседании Совбеза распространило постпредство России.
«Уже сейчас можно сказать, что они в большинстве своем не подкреплены достаточной доказательной базой, в первую очередь материальной, полны противоречий и потому неубедительны», — сказал Чуркин.
По словам дипломата, Россия исходит из того, что выводы не являются окончательными, «не имеют юридической силы и не могут служить в качестве своего рода обвинительных заключений для принятия правовых решений».
Правительство Башара Асада еще в 2013 году согласилось передать свое химическое оружие в распоряжение международного сообщества для последующей ликвидации. Такие договоренности были достигнуты в рамках сделки, заключенной между Москвой и Вашингтоном, а также закреплены резолюцией Совета Безопасности ООН, в которой отмечалось, что в случае использования химического оружия кем-либо в Сирии Совбез примет меры вплоть до введения санкций и применения военной силы.