Министр обороны России Сергей Шойгу «во избежание бессмысленных жертв» по поручению президента Владимира Путина принял решение 4 ноября с 9 часов утра до 19 часов вечера ввести в Алеппо «гуманитарную паузу», сообщили в Минобороны.
В понедельник руководители генштабов России и Турции обсудили обстановку в провинции. Также состоялся «откровенный обмен мнениями» по поводу ситуации на севере Сирии в целом и в районе сирийско-иракской границы.
Согласно сообщению Минобороны, по итогам встречи стороны отметили «необходимость приоритетного размежевания «Джебхат ан-Нусры» и «умеренной» оппозиции» и договорились продолжать сотрудничество по линии генштабов, рассказали в военном ведомстве.
Незамеченная натовская база
Днем во вторник ливанская газета As Safir сообщила, что в сирийском районе Зияра к югу от пограничного населенного пункта Эр-Раи Турция (член НАТО) строит военную базу с аэродромом. По информации издания, там будет находиться лагерь по подготовке боевиков, которые примкнут к формированиям сирийской вооруженной оппозиции, участвующим в операции «Щит Евфрата».
Прикрываясь борьбой с терроризмом, Анкара «планирует повторить в Сирии сценарий, осуществленный в Ираке, где ей удалось создать «военный лагерь» в населенном пункте Башика», пишет As Safir. Речь идет о практических шагах по перекройке Турцией региональной карты, подчеркивает издание.
Постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари назвал действия Турции на севере страны «оккупацией». От Москвы официальной реакции пока не было.
Россия в целом не может воспрепятствовать продвижению Турции в Сирии, а уж тем более в Ираке, считает востоковед Александр Сотниченко.
По его мнению, сегодня Москва не имеет серьезных инструментов давления на Анкару. К тому же не стоит забывать, что наступление Турции в Сирии проходит при поддержке международной коалиции во главе с США.
«И если мы будем препятствовать Анкаре, это спровоцирует очередной конфликт между Москвой и Вашингтоном», — пояснил Сотниченко.
С 18 октября в десятикилометровой зоне вокруг Алеппо полностью прекращены полеты авиации ВКС России и ВВС Сирии. Этим практически сразу же воспользовались боевики и активизировали свое наступление на севере Сирии.
В частности, 28 октября их отряды предприняли попытку прорыва в восточную часть города. Как сообщили в российском Генштабе, наступление велось тремя группировками западнее Алеппо с общим направлением на Военную академию Асада, при поддержке 20 танков и 15 БМП. Все это сопровождалось ураганным огнем из реактивных установок и артиллерии.
После этого в Генштабе впервые рассказали о своей просьбе к Путину разрешить авиаудары по террористам в Алеппо. Однако российский президент посчитал возобновление авиаударов по Алеппо «нецелесообразным».
30 октября проправительственные силы обвинили боевиков в применении отравляющего газа на юго-западе Алеппо. В результате 35 человек пострадали в районе возле военной академии, где стороны ведут ожесточенные бои.
«Торги» на высшем уровне
В понедельник наступление боевиков, которое дошло почти до центра города, внезапно прекратилось. Судя по всему, возымели действия какие-то договоренности между Россией и Турцией, полагает востоковед Сотниченко. Он подчеркнул, что боевики не хотят вести переговоры с сирийской властью, однако через Анкару на них можно оказать влияние.
С этим согласен и руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев. По его мнению, российский МИД постарается до последнего не комментировать строительство турецкой базы в Сирии.
«Молчание со стороны Москвы предсказуемо. По факту есть договоренность, в соответствии с которой после захвата турецкой армией Дабика планируется марш на Аль-Баб, где произойдет интенсивная схватка с ИГ (организация запрещена в России). После взятия Аль-Баба турки пойдут на Ракку. Этот план, как и операция «Щит Евфрата», с высокой долей вероятности согласован с Москвой. А раз строительство базы протекает в рамках 90-километровой зоны, контролируемой от Азаза до Джараблуса, то и эти действия российского недовольства не вызовут», — рассказал Мавашев.
Получается, что Турция договаривается с боевиками, взамен Москва не замечает ее действий на севере Сирии, что подтверждают контакты на высшем уровне — в том числе встреча глав генштабов в понедельник, объясняет эксперт.
О том, что такие договоренности есть, свидетельствуют планы главы российского МИДа Сергея Лаврова посетить Турцию в конце года. К тому же Анкару все меньше волнует судьба сирийского президента, что принципиально важно для России. Судя по публикациям правительственных газет в последние месяцы, Турция уже не так настаивает на том, чтобы Башар Асад ушел немедленно. А сам он в интервью газете The New York Times заявил, что пробудет у власти до 2021 года.
Турецкая официальная партийная газета Yeni Şafak писала в понедельник, что Россия и Турция заключили соглашение, согласно которому Россия вообще уйдет из Северной Сирии — включая Алеппо, оставляя эти территории на попечение Турции. Однако, по мнению собеседников «Газеты.Ru», такой сценарий выглядит малореалистичным.