Дальние бомбардировщики российских Воздушно-космических сил перешли к новому этапу нанесения авиаударов по позициям боевиков «Исламского государства (организация запрещена в России)» (запрещенная в России организация) и других террористических группировок в Сирии. Во вторник Ту-22М3 впервые произвели бомбардировки с территории Ирана при поддержке многофункциональных самолетов Су-34. Об этом сообщило Минобороны России на своей официальной странице в Facebook.
«В результате авиаудара ликвидированы пять крупных складов с вооружением, боеприпасами и горюче-смазочными материалами, лагеря подготовки боевиков в районах населенных пунктов Серакаб, Эль-Баб, Алеппо и Дейр-эз-Зор, три пункта управления боевиков в районах городов Джафра и Дейр-эз-Зор, а также значительное количество боевиков», — говорится в сообщении ведомства, дополненном видеозаписью бомбардировок.
Отмечается также, что уничтожены тренировочные лагеря, склады боеприпасов и пункты управления боевиков в районе Алеппо.
Наносившие удары дальние и тактические бомбардировщики взлетели с авиабазы Хамадан в Иране, где накануне они были замечены иранскими СМИ.
Как сообщало издание Al-Masdar News, Ту-22М3 перелетели на иранскую базу с аэродрома Моздок на юге России. Точное число перебазированных в Иран российских бомбардировщиков не называется. Отметим, что буквально на прошлой неделе в Москву на закрытие Армейских международных игр приезжал глава иранского оборонного ведомства. По сообщению Al-Masdar News, Москва и Тегеран на днях подписали соглашение, позволяющее сократить российским самолетам время полета до целей в Сирии на 60%, а также сэкономить средства и повысить эффективность воздушного нападения ВКС.
Экс-начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-полковник Леонид Ивашов пояснил «Газете.Ru», что запрос на использование авиабазы в Иране — показатель доверительных отношений Москвы и Тегерана и продолжения сотрудничества на сирийском фронте. Он также напомнил, что в Ираке, в Багдаде, создан совместный российско-иракско-иранский информационно-координационный центр. Как ранее писала «Газета.Ru», основные задачи информцентра в Багдаде — сбор, обработка, обобщение и анализ текущих данных об обстановке в Ближневосточном регионе в контексте борьбы с боевиками, распределение информации по назначению и оперативная передача генеральным штабам стран-участниц, коими являются Россия, Иран, Ирак и Сирия.
«В Багдаде создан российско-иракско-иранский координационный военный штаб, где мы обмениваемся развединформацией, определяем главные угрозы, объекты для поражения.
Это [использование авиабазы Хамадан] просто развитие этих военно-политических отношений с Исламской Республикой Иран. Главное здесь — военно-стратегическое значение, что мы действуем на большом Ближнем Востоке согласованно», — сказал Ивашов «Газете.Ru».
Известно, что для того, чтобы Ту-22М3 взлетел с аэродрома Моздок, нанес удар по объектам террористов ИГ и вернулся на аэродром вылета, боевая нагрузка этого самолета не должна превышать 8–9 тонн. В противном случае топлива не хватит для возвращения на аэродром вылета. С полной боевой нагрузкой (24 тонны) радиус боевого применения Ту-22М3 составляет всего 800 км. По маршруту полета боевым машинам ВКС России надо пролетать через Иран и Ирак. Расстояние от российского аэродрома до целей, например, в Пальмире составляет более 2 тыс. км, а с авиабазы Хамадан в Иране — около 900 км.
Используемая российскими ВКС авиабаза Хмеймим в сирийской Латакии для базирования Ту-22М3 не подходит. Хотя, как отмечал в беседе с «Газетой.Ru» военный эксперт Алексей Леонков, после ратификации договора Москвы и Дамаска об использовании Хмеймима авиабаза будет расширена и укреплена, чтобы можно было разместить там бóльшую группировку и сделать так, чтобы и «дальние бомбардировщики могли туда совершать по необходимости посадку».
«Боевое применение дальних бомбардировщиков Ту-22М3 с авиабазы Хамадан дает Воздушно-космическим силам России ряд весьма существенных преимуществ. Расстояние до объектов террористов, дислоцированных в Эр-Ракке и в окрестностях Алеппо, сокращается до 800–900 км.
Это позволяет резко увеличить боевую нагрузку бомбардировщиков Ту-22М3 вплоть до максимальной (в перегрузочном варианте — 21,5 тонны, 42 бомбы типа ОФАБ-250-270),
причем в этом случае авиационные средства поражения будут размещены и на внешней подвеске самолета. Существенно сократится время боевого вылета Ту-22М3 — с пяти с лишним часов всего до двух. Это позволит значительно увеличить боевое напряжение авиагруппы российских ВКС, дислоцированных на авиабазе Хамадан, и тем самым существенно увеличить результативность ударов по объектам террористов», — пояснил «Газете.Ru» экс-командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Михаил Опарин.
При этом он отметил, что могут возникнуть проблемы с созданием запасов авиационного топлива и средств поражения на авиабазе Хамадан.
В Минобороны традиционно подчеркивают, что все самолеты, исполнявшие боевые задачи, а также прикрывавшие их многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим вернулись на аэродром.
Накануне агентство «Интерфакс» со ссылкой на военно-дипломатический источник сообщило, что Минобороны России на прошлой неделе направило в Иран и Ирак запросы на использование воздушного пространства этих стран для пролета крылатых ракет. Напомним, что осенью 2015 года российские крылатые ракеты «Калибр» уже «летали» через Ирак и Иран для уничтожения объектов сирийских боевиков. Четыре малых ракетных корабля проекта «Буян-М» и два ракетных корабля проекта 11661 Каспийской флотилии 7 октября впервые произвели 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» по 11 целям, уничтожив все заданные цели. «Результаты ударов подтвердили высокую эффективность ракет на больших расстояниях — почти 1,5 тыс. км», — подчеркнул тогда министр обороны России Сергей Шойгу.
По словам генерала Ивашова, запрос на пролет крылатых ракет идет в рамках норм международного права. А делается он заблаговременно для того, чтобы при необходимости не тратить время на срочные дипломатические контакты из-за быстрого изменения обстановки на Ближнем Востоке и перемещения целей. «Когда, как будут запускаться ракеты, по каким траекториям их запускать — вопрос командования, которое будет отдавать приказ.
Должно быть согласие иранской и иракской сторон, чтобы мы могли в любой момент, когда будут определены цели, в том числе и подвижные, и важные для поражения именно крылатыми ракетами, тогда у командования будут развязаны руки и они дают приказ.
Вероятно, что крылатые ракеты и вовсе не будут применены, но согласие на принципиальное их использование у нас будет», — уточнил специалист по военно-дипломатическим вопросам.
Официально Минобороны России пока не комментирует информацию о запросе пролета крылатых ракет через воздушное пространство своих ближневосточных союзников.