Более 600 крылатых ракет были готовы к нанесению массированного удара по Сирии. Об этом телеканалу «Россия 24» заявил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. Однако инициатива Москвы по сдаче президентом Сирийской Арабской Республики (САР) химического оружия позволила предотвратить подобное катастрофическое развитие событий.
«Менялась ситуация по отношению к Сирии, и когда вы зададите себе вопрос: а что бы было, если бы нашему президенту не удалось убедить и реализовать идею по сдаче и уничтожению химического оружия… Там в суточной готовности стояло, если говорить только по крылатым ракетам, — 624, на память говорю, крылатых ракет, были готовы к нанесению массированного удара по Сирии», — заявил Шойгу (цитата по РИА «Новости»).
Соединенные Штаты зачастую прибегают к массированному применению крылатых ракет воздушного и морского базирования. Ракетная атака обычно предшествует использованию авиации и наземных сил.
В частности, в ходе операции Соединенных Штатов и их союзников Odyssey Dawn («Рассвет Одиссея») в Ливии в 2011 году ударами нескольких сотен крылатых ракет морского базирования была одномоментно выведена из строя система ПВО Муаммара Каддафи, нанесен серьезный ущерб государственному и военному управлению, поражены важнейшие военные и инфраструктурные объекты.
Запуск ракет осуществлялся с американских эсминцев типа «Арли Берк», атомных подводных лодок типа «Лос-Анджелес» и «Огайо». В ударе приняли участие и подводные лодки ВМС Великобритании. После массированного ракетного удара вооруженные силы Ливии так и не оправились.
Затем начались бомбардировки страны высокоточными боеприпасами с самолетов ВВС США и их союзников по НАТО. Результат известен — хаос, терроризм, бандитизм. Единая государственная власть в стране перестала существовать. А сегодня Ливия превратилась в поставщика живой силы для террористических формирований самого различного толка.
Если говорить о тактико-технических характеристиках американских крылатых ракет воздушного и морского базирования, то в нескольких словах можно сказать следующее: несколько сотен килограммов мощной взрывчатки доставляются к цели на удалении в несколько тысяч километров с промахом всего 6–9 метров. Система наведения — инерциальная, с коррекцией по цифровой карте местности и от глобальной системы позиционирования.
Иными словами, крылатая ракета может попасть в отдельно взятое окно. Подобными средствами вооруженной борьбы с ювелирной точностью наносятся удары по защищенным командным пунктам, стартовым позициям ПВО, аэродромам, узлам связи, важнейшим объектам инфраструктуры страны. Эффект многократно усиливается, если в ударах применяются сотни и тысячи ракет. Что и ожидало бы Сирию.
В частности, в операции «Свобода Ираку» в 2003 году только в первые двое суток кампании по объектам на территории Ирака было запущено более 400 крылатых ракет воздушного и морского базирования, а их общее число за время вооруженного конфликта превысило 1,5 тыс. единиц.
Небольшая по размерам страна со скромным военным бюджетом фактически ничего не может противопоставить такой атаке. Удары американцами наносятся издалека, с расстояния нескольких тысяч километров и зачастую из-под воды. Дотянуться до средств запуска США страны типа Ливии, Ирака и Сирии не в состоянии.
Те немногочисленные средства ПВО (и то, как правило, устаревшие), которые, к примеру, имелись в распоряжении Саддама Хусейна и Каддафи, не могли поставить надежный заслон американским крылатым ракетам, поскольку сами становились объектами первоочередного удара и подвергались мощнейшему радиоэлектронному подавлению. После уничтожения сравнительно незначительных по боевым возможностям средств ПВО дальнейшая военная кампания со стороны Соединенных Штатов превращалась в совершенно безнаказанное избиение слабейшего противника.
Несомненно, такая же участь ждала бы и Сирию. В том, что эта страна была бы в достаточно короткий срок просто раздавлена мощной американской военной машиной, сомнений и сейчас у экспертов практически нет.
Для начала следует отметить, что военный и экономический потенциал Сирии и Соединенных Штатов несопоставим. Это противники абсолютно разной весовой категории. Ход и исход военных действий предрешен еще до начала конфликта.
США обладают огромным преимуществом в современных средствах ведения разведки. Начиная с оптоэлектронной космической и заканчивая агентурной. Эти возможности даже ведущими военными экспертами сегодня недооцениваются. Американцы всегда будут на два-три хода впереди Башара Асада.
Соединенные Штаты обладают подавляющим превосходством в средствах ведения радиоэлектронной борьбы. И технологически (тут отрыв гигантский), и в любых возможных количественных характеристиках. Об этом обычно забывают, сбиваясь при анализе боевых и оперативных возможностей ПВО на подсчет типов ЗРК/ЗРС, целевых каналов, пусковых установок и артиллерийских стволов. Если в этих расчетах упускать из виду РЭБ, остальное уже можно и не подсчитывать.