Дождь, ангар, приглушенный свет, тревожная фонограмма и рояль — в такой атмосфере презентовали в Иркутске первый экземпляр новейшего российского авиалайнера МС-21, одного из самых амбициозных отечественных проектов последнего десятилетия.
«Круто, что можно сказать.
Я поздравляю с этим событием, важным для всей российской гражданской авиации. Сегодня мы впервые видим МС-21 — один из самых современных в мире лайнеров. Мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране», — не скрывая эмоций, прокомментировал появление пассажирского самолета XXI века премьер-министр Дмитрий Медведев.
Считается, что на сегодняшний день МС-21 — самый высокотехнологичный гражданский самолет в мире, созданный по лучшим мировым технологиям.
«Государства, в которых развито авиастроение, их очень немного, — это высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть, поэтому работаем на перспективу и будем и дальше обновлять парк российской гражданской авиации», — продолжил Медведев, отмечая заслуги отечественных авиаторов и работающих с ними в кооперации иностранных специалистов.
«Новые проекты в авиастроении по понятным причинам дело не из дешевых. Уверен, что это будет очень хорошая машина — экономичная, надежная. Еще работа не завершена, впереди целая серия летных испытаний.
Впервые машина должна подняться в небо в следующем году», — добавил премьер.
Первый полет МС-21 планировали в конце 2016 года, но затем отложили.
Стоит отметить, что на настоящий момент тот объем инвестиций, который вложен в проект, составляет около 100 млрд руб. Как пояснил глава ОАК Юрий Слюсарь,
«из них около 80% — деньги, которые ОАК получил от государства в виде разной помощи, а 20 млрд руб. — собственные средства корпорации», но общий объем инвестиций еще уточняется.
Уже несколько лет как Россия буквально ударилась в тотальное импортозамещение, особенно в оборонной сфере, но на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), где сегодня строят МС-21, а ключевую роль играют военные заказы на истребители Су-30СМ и учебно-боевые Як-130, практически все оборудование европейское. Чтобы делать современные самолеты, нужна лучшая техника, способная работать с самыми современными материалами, включая композитные. Кстати, композиты иркутяне освоили еще в далекие времена проектирования уникального самолета с обратной стреловидностью крыла «Беркут», так и ставшего историей и площадкой для отработки технологий для военной авиации перспективных поколений.
К материалам требования таковы: они должны сочетать в себе прочность и живучесть с минимальной массой.
Закупали оборудование для предприятия еще тогда, когда разговоров о санкциях и импортозамещении не было, а приоритетом было качество и скорость производства. Стоимость каждого станка «евроначинки» завода составляет €1,2–2 млн. «К сожалению, в Российской Федерации аналогов таких станков нет», — сетует директор по бережливому производству ИАЗа Сергей Яманов.
По требованию военной приемки гражданская продукция не может собираться вместе с военной, поэтому площади в одних цехах уплотняют под все военное семейство, а в другие выводят крупногабаритное производство магистрального самолета.
«У нас большой дефицит площадей. Мы выполняем напряженный гособоронзаказ, и одновременно идет запуск в серию большого самолета МС-21 и начало производства легкого самолета для первоначального обучения Як-152», — говорит Яманов.
Для военной техники собираются построить дополнительный корпус, а пока его нет, сборка ведется буквально друг у друга на головах: пока выкатывают МС-21 — работа на заводе продолжается, рождается очередная сверхманевренная авиамашина — рабочие в синих комбинезонах, среди которых встречаются и девушки, сшивают куски желто-зеленого фюзеляжа. Рядом на столах чертежи и документация в папках толщиной с кирпич. Внешне довольно хаотичное зрелище, но по заводским меркам это порядок, все лежит ровно так, чтобы оптимально и удобно было выполнять задачи.
«Скрыл брак — расплата — твоя зарплата», — гласит небольшой угрожающе-мотивирующий плакат, подобных мотиваторов здесь довольно много.
Другой плакат намекает, что профсоюз не терпит опозданий: «Время не любит, когда его тратят впустую!». А рядом с ним призыв «Мысли трезво!», поясняющий, что «распитие спиртных напитков на рабочем месте запрещено».
Семейство магистральных самолетов МС-21 создается в масштабной кооперации российских и зарубежных предприятий. Важно отметить, что первые образцы будут летать на иностранных двигателях Pratt & Whitney PW1400G, но уже сейчас в Летном исследовательском институте имени Громова летающая лаборатория Ил-76 испытывает российскую силовую установку ПД-14, созданную Объединенной двигателестроительной корпорацией. Как говорят в корпорации «Иркут», иностранных элементов в самолете примерно 40%, но их гораздо меньше, чем в Sukhoi Superjet.
«К слову о санкциях — ничего личного, только бизнес, — американцы исправно исполняют свои обязательства и поставляют двигатели», — говорит представитель завода, отмечая, что риски, безусловно, просчитываются и прогнозируются.
Когда перспективный лайнер «обрусеет», его смогут всерьез рассматривать и российские госструктуры.
Например, заместитель главы Минобороны Юрий Борисов отмечал, что МС-21 мог бы заменить уходящие в прошлое Ту-134 и Ту-154, используемые ведомством для перевозки людей, а также в качестве «салонов» для руководства министерства и командования войск. Собеседник «Газеты.Ru» в военном ведомстве добавляет, что самолет этот ждут, потому что «это лучшее, что сегодня есть, самое современное, новейшие технологии, а все аналоги созданы 20 лет назад».
«Это [госзаказчики] может быть основой спроса, конечно, их не придется сотнями и десятками измерять, но мы рассчитываем, что он заменит парк Ту-154, Ту-134 и Як-42, которые сегодня активно используют Минобороны, ФСБ и МЧС», — говорит глава ОАК Слюсарь.
Авиастроители рассчитывают, что силовые ведомства будут покупать машину с опциональным двигателем ПД-14 начиная с 2019 года.
«ПД-14 в 2017 году сертифицировать будут, два года мы отводим на программу летных испытаний. Пока программа ПД-14 идет в графике. Мы надеемся на более экономичный и экономически выгодный двигатель ПД-14», — подчеркнул Слюсарь.
Стоит отметить, что пассажирский МС-21 смогут при необходимости превратить и в грузовой: есть проект конвертации, как у Boeing 767 и Airbus A320, где просто выпиливается большая боковая дверь для размещения контейнера.
Максимально ОАК рассчитывает выйти на объем производства 72 самолета в год, но этого нужно ждать несколько лет, а пока публике показали лишь первый перспективный лайнер.
Задача первого образца — полететь, а первого полета этой машины ждут давно.
Для проведения испытаний необходимо несколько самолетов, чтобы быстрее выполнить программу. Так и с МС-21: вторая машина пойдет на статические испытания, следующая — на ресурсные испытания и несколько «стендов».
Обидно за второй экземпляр, размещенный сегодня в цехе окончательной сборки: его в буквальном смысле предстоит уничтожить, «разорвать в клочья». Как пояснил «Газете.Ru» директор ИАЗа по бережливому производству, корпус самолета, когда он будет собран, облепят всевозможными датчиками и будут проверять на прочность. Кроме того, другой экземпляр на так называемых ресурсных испытаниях будут разрушать путем вибрации, потому что самое страшное — знакопеременные нагрузки.
Иркутяне отмечают, что школу гражданского авиастроения они получили благодаря контракту на производство агрегатов для Airbus — на Иркутском заводе по заказу французского концерна делают нишу шасси для самого востребованного пассажирского самолета A-320. На каждом пятом A-320 иркутская ниша шасси, для создания которой категорически запретили использование каких-либо российских материалов. «Только разрешили бязевые салфеточки. Но есть колоссальный опыт строительства воздушных судов гражданского назначения по европейским стандартам, это самое главное», — говорит Сергей Яманов.
Как отметил на церемонии выкатки МС-21 Дмитрий Медведев, появление МС-21 показывает, что Россия способна создавать такие машины, которые «не просто продвигают вперед наше авиастроение, но и будут конкурировать с другими государствами».
«Нужно многое сделать, чтобы МС-21 занял достойное место и в мире», — заключил премьер-министр.