Российские Воздушно-космические силы к 2020 году получат 30 новых самолетов Ил-76МД-90А в рамках комплексной программы развития. Об этом заявил командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.
«Согласно комплексной программе развития Военно-транспортной авиации до 2020 года, предусмотрено получение новых самолетов Ил-76МД-90А, порядка 30 машин»,
— заявил Бенедиктов в телеэфире.
Оставшиеся девять транспортников, которые должны поставить ВКС, должны быть предоставлены в 2021 году. Предположительно, после этого будет налажено серийное производство таких самолетов по 21 единице в год.
«Также в рамках программы модернизации предусмотрена модернизация практически всех образцов авиационной техники — это и самолеты Ан-124 и Ил-76МД», — уточнил командующий.
Таким образом,
Военно-транспортная авиация занимается одновременно обновлением прежней модели Ил-76МД и закупкой новой, глубоко модернизированной ее версии.
Цена и качество
Модификация Ил-76МД была разработана в конце 1970-х годов на базе массового транспортника Ил-76. Его основные отличия от предшественников заключались в усиленной конструкции планера и шасси, повышенной грузоподъемности и дальности полета.
Первый экземпляр новой модификации Ил-79МД-90А был построен в 2011 году, а в 2013–2014 годах стартовало серийное производство на ульяновском заводе «Авиастар-СП» в рамках соглашения с Минобороны.
Для российских властей немаловажно, что самолет производится на российской территории — Ил-76МД собирали на заводе имени Чкалова в Ташкенте.
Как сообщали в Минобороны, контракт обошелся бюджету в 139,42 млрд руб. — то есть
порядка 3,57 млрд за один самолет. На тот момент эта сумма была эквивалентна примерно $120 млн.
Аналитик Aviation EXplorer Владимир Карнозов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что достоинство Ил-76 с советских лет заключалось в его относительно низкой стоимости.
«Когда Советский Союз только развалился, его можно было купить за несколько миллионов долларов. Сейчас — за 50»,
— говорит Карнозов.
Среди новшеств производители отмечают пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М», автоматическое управление, комплекс связи и остекленную кабину, открывающую хороший обзор для пилотов.
Как сообщают на заводе,
нововведения «отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования».
По информации «Авиастара», в новой версии повышены эксплуатационные возможности машины и увеличена точность управления и десантирования.
По данным СМИ, самолет оснащен новым цифровым автопилотом, который позволяет совершать посадку по второй категории ICAO, когда самолет снижается до 30 м над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а затем сажается в ручном. Предыдущая версия могла снизиться «на автомате» только до 60 м.
Ключевой инновацией является замена двигателей Д-30КП2 на более современные ПС (организация запрещена в России)-90А-76. Новый двигатель понижает расход топлива на 12% и увеличивает дальность полета на 18%.
Также уровень шума и эмиссии ПС-90А-76 соответствует актуальным нормам ICAO.
Кроме того, у 90А модифицировано крыло и усилено шасси. Новая конструкция крыла основана на длинномерных панелях.
Как и ее предшественники, эта модель предназначена для перевозки войск, тяжелой техники и других грузов, а также десантирования парашютным и посадочным способами. При этом в новой версии максимальный взлетный вес самолета увеличен с 190 до 210 т, а максимальная коммерческая нагрузка — с 48 до 52 т.
Производители отмечают, что 90А способен садиться и взлетать на грунтовых и бетонных аэродромах на высоте от минус 300 до 3000 м над уровнем моря.
Особенной гордостью производителей является возможность эксплуатации самолета в условиях высокогорья и больших температур.
Спрос и предложение
Ил-76МД-90А также можно использовать при тушении пожаров и для подзаправки авиации. Разработчики отмечали, что модифицированная версия заслуженного транспортника должна составить конкуренцию зарубежным аналогам — причем не только в военной, но и в гражданской сфере: планируется создание гражданской версии Ил-76МД-90А.
По словам авиационного эксперта Владимира Карнозова, спрос на гипотетическую гражданскую версию самолета будет определяться его стоимостью.
«Американский аналог — Boeing C-17 — стоит чуть ли не миллиард долларов вместе со всей системой.
Это, конечно, завышенная цена. Однако для коммерческих авиакомпаний по таким ценам самолеты неподъемные»,
— отмечает Карнозов.
У военных разных стран, подчеркивает эксперт, есть «огромная потребность» в самолетах такого класса.
«Этот самолет известен, он летает, его показывают на парадах, — говорит Карнозов. — Хороший самолет, его будут брать».
Отметим, что Ил-76МД-90А стал ключевой новинкой авиационного строя на параде Победы в Москве 9 мая текущего года, эта машина была флагманом среди самолетов, летевших над Красной площадью.
Кроме того, в настоящее время проводятся летные испытания еще одной версии Ил-76 — Ил-76МДМ (модернизированный). В феврале машина совершила первый полет на аэродроме в Жуковском.
Также Минобороны планирует заказать партию новых самолетов-заправщиков на базе этой же модели.
«Думаю, мы заключим контракт на заправщики, и тогда Ульяновску совсем будет хорошо»,
— говорил в апреле замминистра обороны Юрий Борисов.
Еще один транспортник, который должен прийти на смену советским транспортникам «Руслан» и «Антей», разрабатывают по заказу министерства, однако военные и инженеры пока не могут сойтись на том, каким он будет.