Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Машина с защитой от дурачков»

Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130

Минобороны России заключило контракт на поставку до конца 2018 года 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. «Газета.Ru» рассказывает, почему Як-130 так популярен не только среди российских летчиков, но и за рубежом.

Минобороны России заказало 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130 для Воздушно-космических сил. Этот самолет очень популярен не только в России, его охотно закупают зарубежные заказчики, в частности Белоруссия, Алжир и Бангладеш. Эти «летающие парты» несколько лет назад законтрактовала даже Сирия. Стоимость сделки на поставку более 30 самолетов Як-130 Дамаску оценивалась в $550 млн, но реализация контракта была отложена в связи с гражданской войной в республике. Из-за внутриполитических проблем не состоялся и контракт на эти самолеты для Ливии.

Первые поставки учебно-боевых Як-130 российским военным начались в 2010 году. По состоянию на начало 2016 года ВВС России передано более 60 таких самолетов.

Как сообщило в воскресенье Минобороны, замглавы ведомства по вооружениям Юрий Борисов подписал новый госконтракт на Як-130 с корпорацией «Иркут» в рамках реализации гособоронзаказа.

«В соответствии с условиями контракта до конца 2018 года в ВКС будут переданы 30 самолетов Як-130», — сообщили в военном ведомстве.

Сумма контракта не разглашается. Но согласно открытым данным, стоимость единицы ранее составляла порядка $15 млн.

Как отмечал Борисов, надежное послепродажное обслуживание поставленной авиатехники является обязательным условием для заключения новых контрактов, а исправность Як-130, поступающих в войска, превышает 80%, что устраивает ведомство.

Согласно открытым данным, с момента создания было потеряно всего три Як-130. При этом серийный только один, хотя именно в результате этой аварии в Астраханской области в апреле 2014 года погиб один из летчиков. Причиной катастрофы называли отказ системы управления.

Двухместный учебно-боевой самолет Як-130, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева, серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе. Он предназначен для подготовки летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе сверхманевренных истребителей поколений «4 + + », таких как зарекомендовавшие себя в Сирии самолеты Су-30СМ, Су-34 и Су-35С, и пятого поколения, к которым относится новейший Т-50, также известный как ПАК ФА (Перспективный авиакомплекс фронтовой авиации). В ВВС России эти самолеты замещают устаревающие тренировочные самолеты L-39 чешского производства.

В корпорация «Иркут» подчеркивают, что высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять этот самолет в ходе обучения и при решении боевых задач.

Минобороны отмечает, что Як-130 также может использоваться в качестве легкого штурмовика.

Как пояснил «Газете.Ru» летчик, принимавший участие в испытании нового учебно-тренировочного самолета, машина «очень хороша и проста в управлении», но есть и подводные камни для молодых летчиков, обучающихся на Як-130. «У него очень хорошая защита от ошибок летчика, но после него люди уже теряют летные навыки, когда переучиваются на Су-25 и Су-24.

Як-130, он как Airbus, — защищен от дурачка,

потому что взять тот же взлет: РУС (ручка управления самолетом. — «Газета.Ru») на Як-130 берется на себя до упора, на старых же самолетах Су-25 и Су-24 такого делать категорически нельзя. Система защиты от сваливания (сложное пространственное положение, когда летчик теряет пространственную ориентировку, а самолет выходит за пределы летных ограничений. — «Газета.Ru») большая.

Если в дальнейшем после Як-130 переучиваться на Су-30, то это идеально», — пояснил «Газете.Ru» летчик.

Самолет имеет электродистанционную комплексную систему управления — она выполняет функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета. Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета. Стоит отметить, что Як-130 очень тяжело ввести в штопор, а если это все же случилось, достаточно просто отпустить рули — и самолет сам выходит из штопора и продолжает безопасное пилотирование.

Учебный Як-130 — один из тех экземпляров военной техники, который столкнулся с проблемой импортозамещения из-за российско-украинского кризиса. У него два турбореактивных двухконтурных двигателя АИ-222-25 с тягой по 2500 кг. Разработкой его совместно с Россией занималось запорожское МКБ «Прогресс» — примерно половина комплектующих для этой силовой установки поставлялась с Украины. Как сообщал в конце 2014 года начальник управления военных представительств Минобороны полковник Олег Степанов,

мероприятия по импортозамещению украинских покупных комплектующих изделий для производства двигателя АИ-222 самолета Як-130 выполнены

— производство освоили в Научно-производственном центре газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию).

Что касается вооружения, то Як-130 может нести боевую нагрузку до трех тонн, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки. Самолет оснащен системами выброса пассивных помех, сбивающих с курса ракеты противника с тепловой системой самонаведения.

Как отмечает американский аналитик Томас Ньюдик, сегодняшние российские многоцелевые учебно-боевые самолеты — «весьма жизнеспособная и довольно экономичная альтернатива обычным истребителям — даже тем, которые появились по ту сторону «железного занавеса».

Экспортные поставки Як-130 начались в 2011 году. В настоящий момент эти самолеты стоят на вооружении Алжира (16 штук), Республики Бангладеш (поставлено 6 самолетов из 16 заказанных) и Белоруссии, куда весной 2015 года были поставлены первые четыре самолета, а уже в августе того же года на авиасалоне МАКС Минск заключил контракт с «Иркутом» на поставку еще одной партии из четырех Як-130. Интерес к этим самолетам проявляют страны Латинской Америки.

В России в 2013 году на базе Борисоглебской авиабазы создана пилотажная группа на Як-130. В 2014 году, после присоединения к России Крыма, группе присвоили имя «Крылья Тавриды». В мае 2015 года новая пилотажная группа впервые приняла участие в параде Победы, пролетев над Красной площадью 9 мая.

Новости и материалы
В России завершают испытания новой снайперской винтовки ZOV
Экс-игрок «Локомотива» объяснил, что «Спартаку» в дерби удалось лучше
В Новороссийске неизвестный приставал на улице к детям и предлагал им прокатиться
Володин поздравил россиян в Днем матери
В Турции пассажирский автобус столкнулся с фурой и машиной
Юрист предупредил об опасности американских мин на Украине
В США допустили начало ядерной войны до инаугурации Трампа
В подполье сообщили о взрыве рядом с городом Сумы
Боец «Ахмата» рассказал об успехах по вытеснению ВСУ из Курской области
В Новосибирске без отопления остались более ста домов
В Щелково пенсионер избил дочь и стрелял в нее из ружья
Военный аналитик заявил, что США предупредили союзников о пуске «Орешника»
В МИД рассказали, как Запад делает из Южной Кореи сообщника Зеленского
В зоне СВО испытают новую линейку дронов с мультичастотной системой связи
Стало известно, как Трамп может использовать Европу при решении по Украине
Российские военные ночью сбили несколько беспилотников в Липецкой области
В «Спартаке» восхитились покером Угальде
Названы страны, в которых принимают карты «Мир» и UnionPay
Все новости