Воздушно-космические силы России получат еще более 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ. Такие же самолеты прикрывали в Сирии бомбардировщики, наносившие удары по инфраструктуре «Исламского государства» (организация, запрещенная в РФ и других странах). Как сообщили в Минобороны, замглавы военного ведомства по вопросам вооружений Юрий Борисов подписал долгосрочный госконтракт на поставку Су-30СМ c корпорацией «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК).
«В соответствии с условиями контракта до конца 2018 года в ВКС будут переданы более 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ», — сказали в Минобороны.
Сумма контракта не разглашается, но отмечается, что закупка осуществляется рамках гособоронзаказа 2016–2018 годов.
В пресс-службе напомнили, что сверхманевренные многофункциональные истребители Су-30CМ поколения «4 + +» поставляются в Минобороны России с конца 2012 года в интересах Воздушно-космических сил и Военно-морского флота. Кстати, в морской авиации ВМФ к 2020 году они должны будут заменить устаревающие бомбардировщики Су-24.
Отметим, что в сентябре 2015 года Юрий Борисов заявлял, что ведомство прорабатывало трехгодичный контракт «примерно на 20–25 самолетов марки Су-30СМ ежегодно». Подписание контракта должно было состояться, когда «будут определены параметры бюджета 2016 года, когда будет полная ясность (по объему финансирования)». Замминистра обороны по финансам Татьяна Шевцова в начале марта 2016 года сообщала, что бюджет Минобороны будет сокращен на 5%, но средств на приобретение вооружения и техники секвестр не коснется.
Очевидно, в процессе финализации договора Минобороны и «Иркут» все же сократили количество истребителей в контракте до 32 машин.
Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ (серийный модернизированный) — это дальнейшее развитие семейства боевых самолетов типа Су-30МК (модернизированный, коммерческий — двухместный ударный экспортный самолет). Он адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.
Боевое крещение самолеты Су-30СМ прошли в рамках операции Воздушно-космических сил России в Сирии
— в ней были задействованы несколько таких истребителей. Как сообщил «Газете.Ru» один из участников кампании,
«матчасть (материальная часть, техника) работала исключительно, это исключительно надежный самолет, в воздухе ни одного отказа не было».
Двухместный истребитель Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
Официально информация о летно-технических характеристиках истребителя Су-30СМ производителями не раскрывается, «поскольку самолет поставляется Министерству обороны России». Известно лишь, что
истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Зато, как сообщали в Минобороны, «высокие маневренные характеристики этого самолета и мастерство пилота дают возможность показывать новые фигуры высшего пилотажа: управляемый штопор, проход в горизонтальном полете на малой скорости с углом тангажа 60 градусов, стянутую петлю Нестерова», — сообщал полковник пресс-службы ВВС России Игорь Климов.
Высший пилотаж на Су-30СМ впервые (не считая летчиков-испытателей) стал демонстрировать теперь уже бывший начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский: «У Су-30СМ в разы увеличены боевые возможности, связанные с обнаружением и поражением целей, причем не одной, а нескольких одновременно. Потенциал одного такого самолета сравним с потенциалом двух самолетов предыдущего поколения», — характеризует эту машину Харчевский.
«Он может летать не только с традиционными — положительными или отрицательными — перегрузками, но и с боковыми. Это дает летчику новые возможности для построения в трехмерном пространстве маневра, необходимого для победы в воздушном бою.
В свою очередь, появление сверхманевренных самолетов влияет на новые способы ведения борьбы в воздухе, на тактику воздушного боя», — добавил летчик.
В открытых источниках сообщается, что на Су-30СМ установлены российские модульные двухконтурные двухвальные турбореактивные двигатели АЛ-31ФП со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, общей для обоих контуров форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым всережимным реактивным соплом. Без дозаправки и подвесных баков истребитель способен преодолевать до 3 тыс. км.
Кроме того, самолет оснащен бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИНС-СП2, которая позволяет истребителям ориентироваться в пространстве даже в отсутствие сигнала навигационных систем воздушного, наземного и морского базирования.
До самолетов пятого поколения, таких как перспективный российский Т-50 (ПАК ФА) и американский F-22, Су-30СМ «не дотягивает» из-за отсутствия развитых стелс-технологий.
Но быть скрытным Су-30 не может еще и из-за тактики ведения боевых действий — «он обеспечивает радиолокационную разведку и ассистирование пускам ракет для своего авиазвена», то есть эти истребители «активно» ищут воздушные и наземные цели с помощью собственных мощных излучающих радаров, из-за которых могут быть легко обнаружены.
Самолет может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.
Ранее командующий ВВС и войсками ПВО вооруженных сил Белоруссии Олег Двигалев сообщал, что Минск к концу 2020 году планирует закупить российские Су-30СМ. По данным источника РИА «Новости» в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, в течение 2016 года может быть подписан контракт на поставку партии Су-30СМ Ирану.