Приобрел лавры миротворца
Официальный Минск в последние недели приложил буквально титанические усилия, чтобы именно на белорусской территории прошла встреча на высшем уровне между Россией и Украиной с участием представителей ЕС. И как стало известно вчера, она состоится 26 августа, когда в белорусскую столицу прибудут Владимир Путин, Петр Порошенко, а также казахский лидер Нурсултан Назарбаев, верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон, вице-президент ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер и еврокомиссар по торговле Карл Де Гюхт.
Последние несколько дней Лукашенко вел постоянные телефонные переговоры с Путиным, Порошенко и Назарбаевым, а белорусский МИД — с Брюсселем. Если встреча пройдет более или менее успешно, Лукашенко обретет статус «миротворца» и сможет значительно улучшить свои отношения с Европой, избавившись от давнего имиджа «европейского изгоя». А Минск получит уникальный для себя статус «переговорной площадки» для общения между Россией, ЕС и Украиной.
«Это, безусловно, огромный успех Лукашенко, — уверен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Для него теперь даже не принципиально, чем закончатся переговоры. Он умело смог занять идеальное нейтральное положение по отношению ко всем участникам конфликта: остаться в хороших, близких отношениях с Москвой, хотя Лукашенко и признает, что не во всем поддерживает политику России, и сохранить нормальные отношения с Киевом. Встреча в Минске — доказательство того, что Лукашенко сегодня является сильнейшим оператором в Европе».
С самого начала украинских событий, то есть с осени 2013 года, Лукашенко старательно держит позицию «над схваткой».
С одной стороны, он позволил России увеличить свое военное присутствие в Белоруссии. В частности, на белорусских аэродромах разместились российские истребители и штурмовики. Российские военные даже приняли участие в военном параде в День независимости в Минске, что вызвало неоднозначную реакцию в белорусском обществе. Также Белоруссия всегда поддерживает Россию на всех голосованиях в ООН.
С другой — Лукашенко приветствовал свержение Януковича, не признал переход Крыма к России, приехал в Киев на инаугурацию Порошенко и не раз высказывался в поддержку украинской стороны в российско-украинском конфликте, не поддержал российские контрсанкции. Правда, многократно подчеркивая, что в Белоруссии он Майдана не допустит.
«Во время всего украинского кризиса Лукашенко чувствовал себя очень неуютно, прекрасно осознавая, что может случиться, начни он дрейфовать в сторону Запада», — уверен ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
Похожим образом Лукашенко вел себя и во время российско-грузинского конфликта 2008 года: торговля между Грузией и Белоруссией не прекратилась, напротив — грузинские вина и «Боржоми» пошли в Россию через Белоруссию.
Кроме того, Лукашенко, несмотря на давление Кремля, до сих пор не признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Такое поведение было по достоинству оценено Европой: в 2009-м, за год до президентских выборов, Минск получил щедрые кредиты от МВФ, что позволило Лукашенко поднять пенсии и зарплаты бюджетникам и обеспечить себе уверенную победу. Теперь ситуация повторяется: Лукашенко демонстрирует Европе свою независимость от России — уже по «украинскому вопросу». И опять это происходит за год до президентских выборов.
Свой статус миротворца официальный Минск поддерживает и посредством приема беженцев с Украины. Только за июнь – июль этого года в Белоруссию переехало около 26 тыс. украинцев. Некоторые из них получают статус беженца, другие — вид на жительство. Студенты готовы продолжать учебу в белорусских вузах. По законодательству Белоруссии процесс получения статуса беженца занимает полгода. Однако сейчас этот период для лиц, приехавших из Луганской и Донецкой областей, сокращается до трех месяцев.
Заставил Европу мириться с собой
Для Европы решение украинского кризиса — ключевой вопрос безопасности на континенте. И если ключ к его решению лежит в Минске — надо ехать в Минск.
«Сегодня число площадок для переговоров свелось к перечню европейских стран, в которых не будут арестовывать лидеров сепаратистов. Фактически свелось к Белоруссии, — считает белорусский политолог Александр Федута. — Лукашенко моментально этим воспользовался для усиления личных позиций в отношениях с Западом. Путину это невыгодно, но ситуация меняется стремительно, и ослаблять позиции Лукашенко у президента России нет ни времени, ни возможности. Думаю, он займется этим по окончании разборок с Киевом».
«На самом деле интересный вопрос, как получилось, что Лукашенко стал главным переговорщиком между ЕС, Россией и Украиной. Встретиться на территории Евросоюза или Украины — это значит для Путина «потерять лицо», — размышляет белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. — Встретиться в России для европейских политиков означает также «потерять лицо» и невозможность объяснить это своим избирателям. Белоруссия — удобная нейтральная территория.
Кроме этого, Лукашенко своими действиями и активными контактами и с украинской, и с российской стороной всячески пытался «продать» себя как посредника. А для Евросоюза важно решить вопрос российских санкций — опять-таки оправдаться в глазах своих избирателей. Наконец, конкретно Польша, соседка Белоруссии, тоже очень многое теряет от российских санкций и особо заинтересована в решении вопроса».
По мнению Федора Лукьянова, главный успех Лукашенко в том, что в непростой ситуации он смог сам повести игру, а не стать ведомым.
«Отдельную значимость этой встрече придает и тот факт, что во время украинского кризиса Европа старалась всяческими способами оттащить Белоруссию от России, но Лукашенко в очередной раз показал, что ситуацию ведет он».
В то же время никто в Европе не питает иллюзий относительно европейского поворота Минска, уверен ведущий научный сотрудник Центра Белфера по науке и международным делам Гарвардского университета Симон Сараджян:
«В ЕС и США давно научены собственным опытом, что тактические изменения внешней политики Лукашенко, включая такие «реверансы», как послабления оппозиции, не влекут за собой изменения стратегической линии, проводимой Минском. Линия сводится к интеграции с Россией и Казахстаном, но при сохранении отношений и с Западом по принципу «не клади все яйца в одну корзину».
Заработал на санкциях
Российское эмбарго сейчас введено против европейских и американских производителей продовольствия. Рассматривается возможность расширения этих санкций на промышленные товары. Все это стало настоящим подарком судьбы для белорусской экономики и лично Александра Лукашенко. Поскольку белорусская экономика на 80% государственная, понятно, что зарабатывать в новых условиях будут прежде всего госпредприятия либо крупный бизнес, который в Белоруссии тесно связан с президентским окружением.
По самым приблизительным оценкам белорусских экономистов, только до конца этого года и только на увеличении поставок белорусских продуктов в Россию белорусский АПК дополнительно заработает полмиллиарда долларов. А дальше — больше. В российских магазинах уже появились «белорусские» креветки — в правительстве Белоруссии не скрывают, что страна рассчитывает очень хорошо заработать, перерабатывая на своих заводах и поставляя в Россию продукты из стран, попавших под действие российских санкций.
Белорусский экономист, кандидат в президенты в 2010 году Ярослав Романчук считает, что раскрутившаяся вокруг России спираль взаимных санкций дает Белоруссии уникальный шанс модернизировать свою экономику.
«Почему-то многие россияне скатываются к теме банальной контрабанды через Белоруссию санкционных товаров в Россию. Это очень поверхностный взгляд, — уверяет Романчук. — Возможности переработки сырья из стран, которые теперь не могут продавать свои продукты в Россию, настолько широки, что вложения в производство позволят белорусским компаниям занять серьезные ниши на российском рынке. Мы говорим про миллиарды долларов. А если еще откроется ниша промышленных товаров, Белоруссия вообще может быть «на коне». Это уникальный шанс, и, если мы его пропустим, нам не будет прощения».
Впрочем, начали белорусы все-таки с обычной контрабанды.
19 августа Россельхознадзор обнаружил попытки реэкспорта через Белоруссию запрещенных в России европейских овощей и фруктов. Глава ведомства Сергей Данкверт заявил, что Польша и Греция пишут на своих фруктах, что они произведены в Македонии, пытаясь тем самым проникнуть на российский рынок. «Некоторые страны Евросоюза начали отправлять в Белоруссию продукцию, не указывая реальную страну происхождения. Пишут, например, «Македония», а нами выяснено, что это Польша и Греция, потому что нет подтверждения македонского происхождения», — цитирует Данкверта ИТАР-ТАСС.
По его словам, в течение нескольких дней Россельхознадзор зафиксировал поставку в Россию через Белоруссию партий яблок, персиков, слив, томатов без указания страны происхождения или с указанием разрешенных Турции, Сербии, Македонии и ряда африканских стран, в частности Зимбабве.
Сторговался с Украиной
Развивая российское направление, Белоруссия не забывает успешно зарабатывать и на торговле с Украиной. Товарооборот между двумя странами — более $6 млрд с заметным профицитом в пользу Белоруссии. Один из основных экспортных товаров (70% экспорта) — нефтепродукты. Ирония судьбы: из российской нефти на белорусских НПЗ производится солярка, которая потом заливается в баки украинских танков, утюжащих пророссийских сепаратистов на востоке страны.
В середине года, правда, между Минском и Киевом вспыхнула короткая торговая война.
Белорусы закрыли свой рынок для украинского пива, макаронных и кондитерских изделий, ряда других продуктов. Украинцы ответили таможенными пошлинами на белорусские холодильники, шины, удобрения и молочную продукцию.
Но стороны уже помирились: Белоруссия и Украина вернулись к зоне свободной торговли. Украина отменила с 19 августа специальные пошлины на ввоз некоторых групп белорусских товаров, а Белоруссия отменила лицензирование импорта украинских товаров.
Продал оружие и России, и Украине
Белорусские предприятия и раньше зарабатывали немалые деньги, выпуская многочисленные комплектующие для российской военной техники (в основном электронику и оптику, радары и системы управления), а также ремонтируя и модернизируя российские танки, самолеты и вертолеты. Но конфликт между Россией и Украиной открыл перед белорусскими производителями массу новых возможностей.
Уже весной контакты между российскими и украинскими оружейниками оказались разорваны, причем по инициативе украинской стороны.
Российские производители остались без крайне важных для них комплектующих украинского производства — а их выпуск на территории России, как оказалось, ранее вообще не предусматривался. После этого ответственный за ВПК вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин немедленно собрался и поехал в Минск, где встретился с Александром Лукашенко и белорусским премьером Михаилом Мясниковичем. На переговорах было решено определить номенклатуру из нескольких тысяч наименований изделий белорусских компаний, которые будут включены в список разрешенных для реализации в соответствующих изделиях для нужд оборонно-промышленного комплекса РФ.
Проще говоря, белорусские промышленники получили возможность резко расширить свое присутствие на российском рынке, теснее интегрироваться в технологические цепочки российского ВПК.
26 июня белорусский парламент ратифицировал новое соглашение с РФ о военном сотрудничестве. Оно касается реализации программы военно-технического сотрудничества до 2020 года и включает 65 мероприятий по поставке, ремонту, модернизации, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в интересах министерств обороны сторон.
Более того, развивая военно-промышленное сотрудничество с Россией, белорусы продолжают зарабатывать на аналогичном сотрудничестве с Украиной. В частности, Белоруссия и Украина совместно производят комплекс ПВО «Стилет», противотанковые комплексы «Скиф» и «Шершень». Другой пример — успешная кооперация Оршанского авиаремонтного завода и украинского АО «Мотор Сич», в результате которой выпущен серийный вертолет Ми-8 МСБ. Фюзеляж — белорусский, двигатель — украинский.
Теперь, после разрыва российско-украинских отношений в сфере ВПК, Белоруссия готовится предложить свои посреднические услуги, создав совместные с Россией и Украиной предприятия, на которых будут собираться различные вооружения и военная техника.
Конечными потребителями станут и Россия, и Украина. Еще в апреле Александр Лукашенко, говоря про Украину, заявил: «Там все-таки оборонка приличная. Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные инженерные центры, конструкторы в Украине».