Россельхознадзор признал не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза молочную продукцию из Белоруссии. Заявление об этом размещено в пятницу на официальном сайте российского регулятора.
В начале марта Россельхознадзор предупредил, что под запрет могут попасть поставки сыра из нескольких белорусских предприятий: ОАО «Ошмянский сыродельный завод», являющееся филиалом Лидского молочно-консервного комбината, и филиал по производству сыров ОАО «Рогачевский МКК».
«Черный герцог» не пройдет
Россельхознадзор считает, что белорусские производители нарушили техрегламенты «О безопасности пищевой продукции», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «О безопасности молока и молочной продукции». Было обнаружено наличие консерванта натамицина (Е235). В сырах Ошмянского сыродельного завода он был обнаружен в концентрации, превышающей норму. В продукции Лидского комбината превышения уровня содержания этого консерванта было в норме, но его наличие не отображалось на этикетке.
Техрегламенты были нарушены в сырах «Раубичский», «Тильзитер»,«Белорусское золото», «Альпийский», «Гройцер», «Черный герцог» (с ароматом топленого молока).
Материалы о нарушениях были направлены в Федеральную службу по аккредитации и в Государственный комитет по стандартизации Белоруссии.
«Просим участников внешнеэкономической деятельности учесть, что оборот пищевой продукции в отсутствие декларации о соответствии на территории Таможенного союза запрещен», — сообщил Россельхознадзор.
По данным Национального союза производителей молока, на долю белорусских производителей приходится 36% рынка сыров в России. Объем поставок из Белоруссии в 2016 году — более 27 тыс. тонн сыров (включая творог), или на $616 млн.
А говядина — политически ангажированная
В январе и феврале Россия ввела запрет на ввоз говядины из Минской области Белоруссии. Россельхознадзор объяснил тогда запрет подозрениями в реэкспорте говядины из Европы и Украины через Белоруссию.
В ходе ветеринарной проверки говядины из Белоруссии были выявлены признаки повторной переупаковки и маркировки товаров, а также срезов ветеринарных клейм, говорилось в сообщении ведомства.
Позднее глава Россельхознадзора Сергей Данкверт уточнил, что, по оценкам ведомства, Белоруссия реэкспортировала в Россию не менее 15 тыс. тонн украинской говядины. При этом реальный объем украинской говядины, ввезенной в Россию под видом белорусской, мог достигать и 30 тыс. тонн.
Общее потребление в России (импорт и собственное производство) составляет около 2 млн тонн говядины. Таким образом, запрет на ввоз говядины из Минской области коснется от 0,75 до 1,5% общего объема потребления в России, посчитали в Национальной мясной ассоциации. Такой объем российский рынок сможет восполнить за счет других поставщиков, в том числе из Бразилии или Парагвая, на чью долю уже приходится порядка 90% импорта говядины в Россию из стран дальнего зарубежья.
За несколько часов до объявления Россельхознадзора о введении запрета на поставки говядины президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил главе белорусского МВД возбудить уголовное дело в отношении Данкверта «за нанесение ущерба государству».
«Я скажу главное: первое, все эти данкверты — люди заинтересованные, у каждого огромная латифундия, они сами являются производителями того или иного продукта», — заявил Лукашенко, имея в виду главу Россельхознадзора Сергея Данкверта.
Ранее белорусская сторона не раз заявляла, что в основе конфликта и запретов на поставки белорусских товаров лежит несовершенство нормативно-правовой базы.
Заявление Россельхознадзора укладывается в русло российско-белорусского энергетического конфликта, который длится уже около года. В начале 2016 года Минск в одностороннем порядке пересмотрел цены на российский газ, сочтя $132 за 1 тыс. куб. м несправедливой ценой. С того момента Белоруссия начала оплачивать поставки «Газпрома» из расчета $73 за 1 тыс. куб. м. Минск аргументирует свое решение тем, что в связи с сотрудничеством в рамках Евразийского экономического союза цена для Белоруссии должна быть приравнена к внутренней цене рынка РФ.
У России иное видение ситуации: обсуждается единая цена для стран ЕАЭС, но какой она будет, пока не решено. В начале марта, говоря о ЕАЭС, российский премьер Дмитрий Медведев указал, что, если бы «некоторые страны» не входили в союз или решили бы из него выйти, они бы получили европейскую цену на российский газ — $200 за 1 тыс. куб. м.
В ответ на это Лукашенко заявил, что если Белоруссии придется платить по европейским ценам, то и Медведеву «придется кое за что заплатить», не уточнив, впрочем, что имелось в виду.
Ответ Данкверта
После того как стало известно о сокращении поставок (это произошло в конце января), Лукашенко потребовал от правительства Белоруссии найти альтернативу российской нефти. Впоследствии он заявлял о закупках из таких стран, как Венесуэла, Канада и Иран.
Молока не хватает
На несовершенство правовой базы для взаимного товарооборота постоянно жалуются не только Белоруссия, но и другие члены Евразийского экономического союза. Россельхознадзор в ответ на критику Лукашенко традиционно заявляет, что ограничения поставок продукции из Белоруссии осуществляются в рамках правил международной торговли.
Ни для кого не секрет, что активность Россельхознадзора в отношении качества белорусских продуктов — как овощей, так и мяса, молока, а вот теперь и сыров — возникает параллельно нарастанию противоречий между правительствами двух стран, отмечает аналитик потребительского рынка ГК «АЛОР» Алексей Антонов.
«Как только Белоруссия стала заглядываться в сторону ЕС, стала продавать топливо, которое, кстати, получало от России в виде нефти на беспошлинных условиях, — на Украину, и как только Белоруссия стала пытаться оспаривать газовые договоренности с требованием считать цену газа чуть ли не по внутрироссийским ценам — качество белорусских продуктов «резко снизилось», — говорит эксперт.
Запрет ввоза в РФ шести видов сыра, рассчитанного на средней ценовой сегмент, не сильно ударит по экономике Белоруссии, однако для конкретных производителей это будет катастрофой, так как большая часть их продукции как раз была ориентирована на российский рынок. Ежегодно молочная отрасль Белоруссии зарабатывает на российском рынке до $3 млрд, добавляет Антонов.
«Объективно, к качеству белорусского молока и продуктов из него претензии не надуманные, а вполне обоснованные и подтвержденные экспертизой. Даже сопоставив удои внутри страны с регулярным ростом поставок в РФ, можно понять, что, как говорится, «химичили» с растительными жирами», — считает эксперт, добавляя, что фальсификата среди российских производителей тоже всегда хватает.
Россия до сих пор испытывает дефицит молока. Не хватает порядка 7 млн тонн, и, несмотря на рост производства молока в фермерских хозяйствах на 6% в прошлом году, недостаток его вынуждает производителей идти на снижение качества продукции. Напомним, что за 2016 год в целом производство молока снизилось на 0,2%, до 30,7 млн тонн.