О намерении запретить транзит продовольствия в Казахстан через Белоруссию и Украину, заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Причина — возросшее количество попыток ввоза на территорию РФ продукции из Евросоюза. «Мы будем речь вести о том, чтобы остановить сейчас транзит на Казахстан через белорусскую и украинскую границы и пропускать его только через наши пункты пропуска», — заявил Данкверт.
Доставка товара транзитом через Белоруссию, Украину и Россию в Казахстан — новый способ реэкспорта запрещенной продукции, убеждены в ведомстве. Подобный товар, запрещенный в результате ответных санкций, зачастую проходит по поддельным документам.
Например, транзитом через территорию Белоруссии было завезено якобы бразильское мясо, которое изначально, согласно фальшивым сертификатам, следовало в Казахстан. Большая часть этой поставки «затерялась на территории РФ». «Мы задержали где-то 300 тонн европейской продукции с липовыми бразильскими документами, а остальные 7,5 тыс. тонн так и не дошли до Казахстана, осели в России», — сказал Данкверт.
Ранее на этой неделе Россельхознадзор информировал и о польских продуктах, которые также везли в Казахстан через Белоруссию и Россию. По данным ведомства, следовавший из Белоруссии в Казахстан автомобиль с 20 тоннами польской плодоовощной продукции, в том числе яблоками и цветной капустой, за три дня дважды пытался въехать в Россию по одному и тому же белорусскому фитосанитарному сертификату, несмотря на то что машине по документам надо было проехать более 3 тыс. км. «Это свидетельствует о том, что первая партия продукции была разгружена на территории России, после чего автомашина вернулась в Польшу за новой партией «транзитного груза», — говорилось в сообщении ведомства. В Россельхознадзоре подчеркивают, что «как нарушение правил транзита, так и повторное использование фитосанитарного сертификата являются грубейшими нарушениями международного законодательства, законодательства Таможенного союза, России и Белоруссии в области карантина растений».
Астана уже отреагировала на предложение Россельхознадзора. «О введении какого-либо запрета на транзит товаров, которые импортирует Казахстан из Европейского союза, речи быть не может», — цитирует слова вице-министра национальной экономики республики Мадины Абылкасымовой портал Tengri News. Чиновница указала, что те санкции, которые существуют между Россией и ЕС, не имеют отношения к Казахстану.
«Мы проводим свою независимую экспортную и импортную политику. И в этой связи никаких ограничений на Казахстан не может быть распространено», — заявила Абылкасымова.
Казахстан готов сотрудничать с российской стороной для борьбы с реэкспортом, однако ужесточение контроля может происходить только на пунктах пропуска на границе России и ЕС, пояснила она.
Заявление главы Россельхознадзора не имеет юридической силы, объяснил «Газете.Ru» директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель. «Решения о том, какие товары могут пересекать внешнюю границу Евразийского союза, принимаются президентами трех стран — членов ЕАЭС, то есть России, Казахстана и Белоруссии. Исполнение же такого рода решений контролируется Евразийской комиссией — наднациональным органом трех стран, — объясняет он. — Россельхознадзор вправе запрещать ввоз продукции из ЕС на территорию России, однако запрещать ввоз всей продукции из стран Европы через границу Белоруссии и Казахстана служба не имеет никакого права». Президенты Назарбаев и Лукашенко не поддерживали антисанкции России, на их страны не распространяются и санкции ЕС и США, уточняет эксперт. По этой причине партнеры России по ЕАЭС могут проигнорировать призыв российского ведомства.
Предложение ограничения транзита на поставки товаров, следующих в Казахстан через Белоруссию, и реакция на него Астаны отражают сложившуюся после введения ответных санкций в ЕАЭС обстановку, считает первый вице-президент российского Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Наши партнеры по ЕАЭС оказались в довольно противоречивом положении, — объясняет он. — С одной стороны, они жалуются, что их недостаточно уважают, что членство в союзе получается неравноправным. Они обижены, что в вопросе введения антисанкций с ними не посоветовались, хотя формально мы все вместе. С другой стороны, российское эмбарго оказалось для этих стран выгодным, так как оно позволяет им расширять фактическое присутствие на рынке, против чего как раз и выступал Россельхознадзор».
В сложившейся ситуации Белоруссии и Казахстану пришлось подстраиваться под действия России, поэтому в дальнейшем партнеры могут пойти на торг, утверждает эксперт. «Ни Белоруссия, ни Казахстан официально не хотели иметь какого-либо отношения к нашим санкциям, поэтому, если даже они пойдут в этом вопросе на уступки, в остальном будут требовать преференций в других сферах, — говорит Макаркин. — Здесь все очень прагматично».
«Нам придется им что-то предложить, ведь для России интеграция на постсоветском пространстве является стратегическим вопросом, — рассуждает Макаркин. — Россия не может полностью игнорировать позиции Белоруссии и Казахстана в рамках ЕАЭС». Если одна из стран — участниц ЕАЭС будет диктовать свои требования другим участникам и попытается фактически вернуть границы внутри союза, такая конструкция окажется нежизнеспособной, соглашается Кнобель.
Получить комментарий представителя Евразийской комиссии по поводу перспектив запрета на доставку продовольственных товаров в Казахстан транзитом через Белоруссию и Украину не удалось.