Венгрия примет участие в проекте газопровода «Южный поток». Об этом в пятницу сообщил премьер России Виктор Зубков по итогам встречи со своим венгерским коллегой Ференцем Дюрчанем в Будапеште. В свою очередь, Дюрчань сказал, что Венгрия будет придерживаться достигнутой договоренности о прокладке трассы трубопровода через свою территорию.
«Премьер-министр России решительно и однозначно пообещал нам, как это было оговорено, что «Южный поток» затронет Венгрию», — заявил премьер-министр Венгрии.
Таким образом, Венгрия собирается принять участие сразу в двух конкурирующих проектах — «Южный поток» и Nabucco.
Правда, российская сторона настаивает на том, что это два совершенно разных проекта. Дело в том, что Nabucco является главным антироссийским проектом в газовой сфере. Россия уговаривает Туркмению и Казахстан построить Прикаспийский газопровод для транспортировки среднеазиатского газа в Европу. Российские власти даже утверждают, что проект этого газопровода уже практически согласован, и намекают, что альтернативы ему нет. Главный аргумент российской стороны заключается в том, что эта труба будет проложена там, где уже есть газопроводы. Более того, далее она будет подключена к российской газотранспортной системе. Россия считает, что Прикаспийский газопровод будет построен быстрее Nabucco и обойдется он дешевле.
Поэтому российские власти намекают, что Nabucco вообще строить не нужно.
«В Минпромэнерго РФ не рассматривают проект газопровода Nabucco как альтернативу «Южному потоку», — заявил в пятницу в Будапеште заместитель главы министерства Иван Матеров. При этом он отметил, что транспортировка газа по Nabucco будет очень дорогостоящей, а с вводом «Южного потока» его судьба «будет очень проблематичной».
Однако, судя по всему, Венгрия так не считает. Напомним, что ранее венгерский энергетический концерн MOL выступил с инициативой объединения газотранспортных компаний Центральной и Южной Европы в единую сеть New Europe Transmission System (NETS), протяженность которой может составить 27 тыс. км. Фактически NETS сможет стать распределителем по Европе газа, который и будет доставляться Nabucco. Поэтому, по мнению компании MOL, NETS позволит привлечь инвестиции и ускорить строительство Nabucco.
Еврокомиссия, которая опасается увеличения энергетической зависимости от России, уже заявила о своей поддержке этой идеи.
Позиция Венгрии в этой ситуации, по мнению экспертов, отражает мнение большинства стран Европы. «Оба проекта интересны для Европы. «Южный поток» существенно увеличит поставки газа европейским потребителям. Nabucco гарантирует независимость от России. Кроме того, ожидается, что поставки по альтернативному проекту приведут к снижению газовых цен в Европе, так как среднеазиатский газ традиционно дешевле российского», — объясняет эксперт «Антанты-Капитал» Тимур Хайруллин.
Однако, какой из этих проектов победит, сказать сейчас трудно.
При этом у многих экспертов одновременное строительство этих двух газопроводов вызывает сомнение.
«Оба проекта будут реализованы еще не в скором будущем. Что касается отдельно газопровода Nabucco, то его судьба во многом зависит от того, кто будет поставлять по нему газ. Наполняемость трубы — главная проблема для Nabucco. И если «Южный поток» будет сооружен, то Nabucco станет просто не нужен. Поэтому Венгрия в данном случае пытается перестраховаться, чтобы гарантированно попасть хотя бы в один из проектов», — добавляет аналитик ИК ФИНАМ Константин Рейли. Действительно, многие эксперты утверждают, что среднеазиатского газа может не хватить для всех упомянутых проектов.
Правда, руководство Туркмении уверяет, что сможет заполнить газом все предлагаемые трубопроводы.
Эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов объясняет ситуацию иначе.
«Последние несколько лет, особенно после прихода к власти социалистов, в Венгрии наблюдается стремление, не выпадая из общей европейской семьи, сотрудничать и с Россией, — пояснил эксперт. — Поэтому заявления Ференца Дюрчаня о намерении поучаствовать в двух проектах вполне соответствуют выбранной линии».
Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что заявление Венгрии об участии в «Южном потоке» — безусловная победа российской стороны, хотя и не окончательная.