Правительство в четверг начало свою работу с обсуждения недавней железнодорожной катастрофы — крушения поезда Москва--Санкт-Петербург. Первый вице-премьер Сергей Иванов, впервые в своей жизни проводивший заседание правительства, отметил «слаженные действия» поездной бригады, спасателей, врачей, силовых структур при ликвидации последствий аварии. А глава Министерства транспорта Игорь Левитин особое внимание уделил пострадавшим.
Он предложил принять закон, который увеличил бы объемы страховых выплат для жертв катастроф до мирового уровня.
Подобный законопроект, касающийся авиаперевозчиков, уже существует, отметил Иванов. «Мы предлагаем распространить действие закона и на другие виды транспорта, должен быть единый закон», — уточнил Левитин. В итоге первый вице-премьер поручил Минтрансу разработать предложения. «Хорошо, готовьте свои предложения. Мы их на заседании правительства рассмотрим», — пообещал Иванов.
Новое страхование станет фактически дополнительным к уже существующему. Пока путешественники внутри России страхуются в основном от несчастного случая. Это так называемое обязательное страхование, введенное указом президента в 1992 году. «Покупая билет на транспорт, гражданин заключает договор страхования от несчастного случая со страховщиком, заключившим договор с перевозчиком, — объясняет заместитель директора управления страхования от несчастного случая «Росгосстраха» Александр Бакалягин. — По сложившейся практике, например, железнодорожные перевозки страхуются компанией ЖАСО.
Цена страхования заложена в цену билета.
При обязательном страховании на железнодорожном транспорте при страховой сумме в 12 тыс. рублей страховой платеж сейчас составляет 2 рубля 30 копеек, а на морском транспорте — 10 копеек».
Увеличить выплаты пострадавшим гражданам правительство намерено путем введения обязательного страхования транспортной ответственности перевозчиков. Принцип действия этого механизма можно наблюдать в близком по духу обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Компании, осуществляющие перевозки, должны будут отчислять взносы в страховые компании. В случае катастрофы страховщики будут выплачивать компенсации пострадавшим и родственникам погибших. «Механизм страхования ответственности перевозчиков схож со многими видами страхования и заключается, в первую очередь, в оценке риска, требующего страхования, — поясняет главный специалист управления андеррайтинга по страхованию грузов СК НАСТА Ольга Алаева. — На страхование принимаются следующие риски: ответственность за груз, ответственность перед третьими лицам за вред, причиненный перевозимым грузом, и ответственность перед пассажирами за их жизнь, здоровье и вред, причиненный зарегистрированному багажу. Также могут быть застрахованы дополнительные расходы компании при наступлении страхового случая».
Для авиаперевозок законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ», о котором говорил Иванов, должен увеличить размер требований по страхованию ответственности с нынешних 100 тысяч рублей до $75 тысяч (примерно 2 млн рублей). Хотя скажется это только на внутренних перевозках. «Авиакомпании, выполняющие зарубежные рейсы, в большинстве своем имеют полисы со страховыми суммами, перекрывающими планируемую в Воздушном кодексе сумму в размере 2 млн рублей. Например, при полетах в страны Евросоюза минимальная сумма, на которую должна быть застрахована ответственность авиаперевозчика перед пассажирами, составляет $375 тыс. за кресло», — говорит заместитель директора управления авиационно-космического и морского страхования РОСНО Сергей Худяков.
Полезность таких изменений для граждан пока вызывает сомнения.
Эксперты полагают, что увеличение расходов перевозчиков может повысить цену билетов.
«Введение обязательной ответственности перевозчиков с высокой страховой суммой на уровне мировых стандартов обязательно скажется на цене билета. Ведь перевозчику надо будет каким-то образом окупить затраты, вложенные в страхование», — уверен Бакалягин. «Установление «мировых» лимитов ответственности вызовет слишком большие затраты на страхование и существенное увеличение стоимости перевозок», — соглашается заместитель начальника отдела страхования ответственности перевозчиков и средств ж/д транспорта СК «Согласие» Анна Данилина.
Кроме того, новое страхование будет гораздо менее прозрачным, чем ныне существующее. «Вина перевозчика должна быть доказана через суд. А это, как правило, занимает время и требует определенных сил. К тому же далеко не во всяком несчастном случае, приключившемся с пассажиром в дороге, есть вина перевозчика. А пассажир, тем не менее, пострадал. В этом случае закон о страховании пассажиров от несчастного случая гораздо удобнее: выплату производит непосредственно страховщик сразу же после предоставления необходимых медицинских документов и акта о несчастном случае на транспорте», — отмечает Бакалягин.
Два типа страхования будут действовать параллельно, поскольку предлагаемый алгоритм не сможет полноценно заменить привычное страхование от несчастного случая. Поэтому пассажиру лучше вообще самостоятельно застраховать свою жизнь и не надеяться на правительственные варианты.