В понедельник в Московском городском суде был оглашен второй по счету приговор бывшему начальнику службы безопасности нефтяной компании ЮКОС Алексею Пичугину. Пичугину инкриминировалась организация двух убийств — мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и предпринимательницы Валентины Корнеевой. Кроме того, Генпрокуратура обвиняла бывшего сотрудника службы безопасности НК ЮКОС в двух покушениях на убийство бизнесмена Евгения Рыбина. Ранее вместе с Пичугиным были осуждены пятеро его подельников — исполнителей заказных убийств и различных акций устрашения.
Оглашение приговора началось утром. Судья вынес из судейской комнаты текст приговора — пачку бумаги объемом в 100 страниц — и читал его до вечера.
«Суд приходит к выводу, что Пичугин представляет исключительную опасность для общества, и назначает ему наказание в виде пожизненного лишения свободы», — сказал судья Петр Штундер.
Приговор вынесен по совокупности сроков. Сейчас Пичугин уже отбывает наказание за организацию убийства супругов Гориных, а также за покушение на советницу мэра Москвы Ольгу Костину. По этому обвинению он был признан виновным коллегией присяжных Мосгорсуда в марте 2005 года и приговорен к 24 годам строгого режима. На этот раз суд также согласился с данными, собранными следствием.
По данным Генпрокуратуры, выйдя через посредников на банду волгоградского авторитета Евгения Решетникова, бывший сотрудник службы безопасности НК ЮКОС Пичугин заказал Владимиру Шапиро и Михаилу Овсянникову убийство директора ТОО «Торговая фирма «Феникс» Валентины Корнеевой 21 января 1998 года. В том же году по приказанию Пичугина был убит мэр города Нефтеюганска Владимир Петухов, заявляют в Генпрокуратуре. По данным следствия, Пичугин нанял для этого еще одного члена группировки — Геннадия Цигельника.
Кроме убийств прокуратура обвиняет Пичугина в организации в 1998 и 1999 годах двух покушений на конкурента ЮКОСа — управляющего партнера «Томскнефти» компании East Petroleum Handelsges Евгения Рыбина, который намеревался взыскать в судебном порядке ущерб, причиненный его фирме деятельностью ЮКОСа. Как установило следствие, в покушениях на Рыбина участвовали те же члены банды Решетникова, а также волгоградский авторитет Аркадий Горитовский (был убит в 2002 году). Преступникам якобы было обещано $100 тыс., однако после покушений Рыбин остался жив.
Впрочем, за все это Пичугин уже был приговорен: 17 августа 2006 года Мосгорсуд по требованию прокуратуры отправил его за решетку на 24 года по совокупности сроков. Однако Генпрокуратура России посчитала, что срок наказания, назначенный Пичугину, «чрезмерно мягкий и не соответствует тяжести содеянного», и обжаловала решение суда. В итоге 21 февраля 2007 года Верховный суд России отменил приговор экс-сотруднику НК ЮКОС, дело было возвращено на новое рассмотрение в Мосгорсуд с другим составом суда. Для шести других подсудимых, проходивших по этому делу, приговор оставили в силе, хотя они его также оспаривали.
«Новый судебный процесс позволит следствию воздействовать на Пичугина угрозой пожизненного заключения, чтобы он дал показания на руководство ЮКОСа», — сказал тогда адвокат Георгий Каганер. Как заявлял перед началом второго процесса адвокат, у Генпрокуратуры в запасе есть еще один инструмент давления на Пичугина, его следствие берегло на случай, если бы Верховный суд России в среду принял иное решение и не вернул дело в Мосгорсуд. «В Генпрокуратуре, по моим предположениям, есть третье уголовное дело против Алексея Пичугина, где он проходит подозреваемым в организации убийства в сентябре 1998 года главы компаний «Томскнефтепродукт» и «Томскнефть-Восток» (ТНВ) Александра Берлянда и отравлении ртутью топ-менеджера ЮКОСа Алексея Голубовича», — рассказывал тогда «Газете.Ru» Каганер.
Однако теперь особой необходимости в предъявлении еще и этих обвинений у следствия нет. Пичугин и так осужден на пожизненное. Четверо его адвокатов намерены обжаловать приговор в высшей инстанции — Верховном суде России.