Евросоюз решил либерализовать свой рынок труда для мигрантов из стран, не входящих в ЕС. Об этом заявил комиссар Еврокомиссии по вопросам юстиции, свободы и безопасности Франко Фраттини в интервью изданию EUobserver в конце прошлой недели. По его словам, в ЕС будет введена «голубая карта», обладатель которой сможет работать в любой стране Евросоюза. Еврокомиссия отправит соответствующий закон на утверждение министров внутренних дел стран ЕС осенью.
Обладатель «голубой карты» сможет переезжать из одной страны ЕС в другую при наличии вакансий. Правда, делать это он сможет, только соблюдая определенную периодичность: в первой стране он должен отработать не менее двух лет, а в каждой следующей – не менее одного года.
В случае возвращения трудового мигранта на родину карта будет действовать еще в течение четырех-пяти лет. В Брюсселе надеются, что таким образом ЕС удастся переманить трудовых мигрантов из неблагополучных регионов, уезжающих на заработки в США, Канаду и Австралию, и решить проблему дефицита рабочей силы в Европе. Впрочем, «голубая карта» не будет абсолютной аналогией «зеленой карте» в США – права на постоянное жительство и неограниченный по времени трудовой контракт она не даст.
Казалось бы, предложение Фраттини противоречит политике Евросоюза, страны которого в последние годы вводят ограничения на трудовую миграцию даже для «своих». После того как в 2004 году ЕС пополнился десятью новыми членами из Восточной Европы, полностью границы для трудовых мигрантов из этих стран открыли только Ирландия, Великобритания и Швеция. В других странах были либо введены квоты, либо въезд трудовым мигрантам был запрещен полностью. Впрочем, со временем некоторые страны либерализовали свое законодательство: границы для рабочих из Восточной Европы также открыли Греция, Италия, Португалия, Испания, Финляндия, а о готовности сделать это заявили Бельгия, Дания, Франция, Люксембург и Голландия. Австрия и Германия, напротив, объявили, что сохраняют временные ограничения для мигрантов из стран — новичков ЕС. Для вступивших в Евросоюз с 2007 года Румынии и Болгарии условия оказались еще жестче: квоты для рабочих из этих стран ввела даже либеральная по отношению к их предшественникам Великобритания, заявившая, что допустит их к работе только в сфере пищевой промышленности и сельского хозяйства. Никаких ограничений для них не вводили только Польша, Словения, Швеция и Финляндия.
Впрочем, эксперты не видят ничего парадоксального в предложении Фраттини: ЕС балансирует между борьбой с дефицитом рабочей силы и ограничением притока нежелательной миграции.
«Вся европейская политика последних десятилетий в области трудовой миграции противоречивая, — комментирует предложение Еврокомиссии ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Елена Тюрюканова. — Собственные трудовые ресурсы не в состоянии обеспечить экономические потребности европейских стран, но, с другой стороны, существует страх перед наплывом мигрантов, которые могут не вписаться в культурную среду, спровоцировать обострение социальных конфликтов.
Так что дверь для них приоткрывают настолько, насколько это необходимо».
«Европейские страны ограничивают только так называемых нежелательных мигрантов — неквалифицированных приезжих, например, из Африки, — говорит заместитель директора Института Европы РАН, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. — Но они очень активно борются за трудовых мигрантов, создавая конкуренцию на этом рынке в том числе России: уже привлекли миллионы украинцев, молдаван».
Очевидно, и инициатива Фраттини коснется далеко не всех мигрантов, а лишь высококвалифицированных спецов – предполагается, что по «голубой карте» будут работать врачи, инженеры и ученые, сказал комиссар в интервью EUobserver.
Но, по мнению экспертов, такая избирательность — неправильный подход: Европа нуждается не только в высоквалифицированной рабочей силе. «То, что нужны только высоквалифицированные кадры, – это миф. Точно такая же картина наблюдается и с низкоквалифицированной рабочей силой, — говорит Тюрюканова. — Ситуацию на рынке труда Европы можно изобразить в виде песочных часов, где верхняя половина, расширяющаяся вверх, условно говоря, «наполнена» высококвалифицированной рабочей силой, а нижняя – низкоквалифицированной, и лишь середина между ними сужена: это целиком европейский средний класс».