25 июля в Палате общин состоялись парламентские дебаты на тему «Отношения Великобритании и России», посвященные дипломатическому кризису между Лондоном и Москвой из-за скандального «дела Литвиненко». Докладчиком выступал депутат-консерватор Марк Причард. Удивительно, но законодатель-оппозиционер поставил вопрос о проведении более гибкой политики в отношении России. Депутат подверг резкой критике тот прессинг, который Лондон оказывает на Москву в рамках расследования дела Литвиненко. По мнению Причарда, совершенно нелогично продолжать требовать от Кремля выдачи Андрея Лугового, обвиняемого Королевской прокуратурой в причастности к убийству Литвиненко. «Конституция России запрещает экстрадицию своих граждан. Почему бы не попросить Россию о том, что она в силах предоставить», — задал вопрос Причард.
В решении «проблемы Лугового» Причард выступил с новаторской идеей. Законодатель предложил создать коллективный судебный орган, куда бы вошли судьи из России и Британии, а также независимый судья. При таком раскладе, считает Причард, Луговой мог бы быть привлечен к суду. Причем как на российской, так и на британской территории.
Неожиданными и крайне неприятными для лейбористского кабинета оказались и предложения Причарда об изменении статуса политических беженцев, проживающих в Британии и, по выражению законодателя, создающих «дополнительное бремя для английских налогоплательщиков». По мнению консерватора, политические диссиденты, которым в Великобритании предоставлено убежище, должны взять на себя специальные «обязательства о приемлемом поведении», чтобы не подвергать британскую общественность угрозе со стороны других стран.
Как пояснил Причард, диссиденты, в частности, должны подписывать специальные договоры, которые должны запрещать им провоцировать политические разногласия в других странах, так как это может привести к «совершению возмездия на британской земле». Эти слова в первую очередь относились к российскому бизнесмену Борису Березовскому, который уже несколько лет скрывается в Лондоне.
Причард также призвал политических беженцев быть «более осторожными в том, что они говорят». «Это неприемлемо, что эти люди подвергают опасности британских граждан, делая что-то или говоря что-то», — заявил депутат. В качестве наиболее вопиющего примера политической некорректности законодатель привел скандальное интервью Березовского британской The Guardian, в котором беглый олигарх, как известно, объявил о планах осуществления переворота в России и финансировании российской оппозиции. По словам Причарда, «совершенно неправильно, что президент Путин оказывается в положении, когда он вынужден слушать угрозы о его насильственном смещении, исходящие из Лондона». «У нас есть рычаги воздействия на хулиганов, уродующих наши улицы граффити, нам нужно ограничить как-то и некорректное поведение политических диссидентов», — проиллюстрировал Причард.
По сведениям The Guardian, Причарда поддерживает в парламенте группа однопартийцев, в частности, консерватор Марк Филд. Законодатели-лейбористы этих взглядов не разделяют и даже демонстрируют недоумение. «Это одна из самых опасных речей, которые я слышал за время своей работы в парламенте», — заявил на вчерашних слушаниях законодатель от лейбористской фракции Крис Брайнт. Он также подверг критике «сползание России к тоталитаризму», привел в пример притеснения в России журналистов, оппозиционных политиков и атаки на религиозные меньшинства. Британские СМИ отмечают в той же связи, что налаживать теплые отношения с Россией преждевременно — «по крайней мере, пока в Англию приезжают киллеры из России». The Guardian приводит последний скандальный эпизод, когда Скотленд-Ярд арестовал в Лондоне подозреваемого в покушении на Бориса Березовского. О ходе расследования этого дела по-прежнему известно крайне мало. По неподтвержденной информации, подозреваемый, предположительно, россиянин, выслан из страны за недостаточностью улик.
Причард возглавляет в британском парламенте межпартийный комитет по отношениям с Россией, то есть он — совсем не рядовой, авторитетный законодатель.
Возымеет ли его инициатива какие-то последствия, говорить пока рано. Как бы то ни было, вскоре после выступления Причарда министр по делам Европы Джим Мерфи публично заявил, что «отношения Лондона с Москвой являются приоритетными и их необходимо строить на взаимном уважении».