В понедельник Новосибирский областной суд вынес приговор олимпийскому чемпиону по биатлону Александру Тихонову. После оглашения материалов дела (их чтение заняло более часа) судья Олег Ефимов вынес решение переквалифицировать «покушение на убийство» в «подстрекательство на убийство по найму» губернатора Кузбасса Амана Тулеева.
Тихонов был признан виновным и приговорен к трем годам лишения свободы.
Впрочем, за решетку биатлонист не попадет. Судья постановил освободить чемпиона из зала суда по амнистии, объявленной в честь 55-летия Победы. «События рассматриваемого дела происходили в 2000 году, в год 55-летия Победы в Великой отечественной войне, — уточнил Ефимов. – Суд вынес решение освободить осужденного Александра Тихонова по соответствующей амнистии».
Еще до того как судья удалился в совещательную комнату для вынесения приговора, олимпийский чемпион выступил с последним словом. «Уважаемый судья, свое последнее слово я бы хотел произнести, когда мне исполнится 100 лет. Мне уже за 60, я горел, тонул, побывал в схватке с медведем и северным волком...», – начал чемпион. Но, по словам спортсмена, процесс и «ложные обвинения» подорвали его здоровье. «Еще два месяца назад я должен был лечь в больницу на операцию ноги», — пояснил Тихонов. «Если хотите, я могу вам ее показать, но боюсь, после увиденного журналисты, присутствующие здесь, могут сделать неправильные выводы», — добавил он (правда, расшифровывать свои слова на стал).
Большую же часть своего выступления Тихонов поздравлял собравшихся с победой Сочи в предвыборной гонке за честь принять у себя Олимпиаду-2014.
«Ну, как вам Сочи? – интересовался биатлонист у собравшихся в зале суда. – Я вас поздравляю, для нас это не столько экономический плюс, сколько моральный и психологический фактор. Никто не знает, а я вам скажу: корейцы потратили более $300 млн на предвыборную кампанию. Это будут лучшие Олимпийские игры во всей истории!»
Лишь в конце чемпион заявил, что виновным в организации покушения на Тулеева себя не считал и не считает.
В ожидании приговора Тихонов вновь проявил глубокие знания о будущих зимних играх. «На одной территории будут объединены все лыжные дисциплины – такого не было нигде. Даже то, что там уже построено – такие гостиницы – есть разве что у какого-нибудь заморского олигарха, — рассказывал он. — Подъемники уже стоят самые современные, а всего их будет 40. Там, в Красной поляне, будет построено около 20 горнолыжных трасс. Но мы должны думать и о другом – этими играми мы сможем возродить российский туризм».
Также Александр Тихонов высказал намерение построить в Владимире крупнейший комплекс для биатлона стоимостью $42 млн – инвестор, по словам чемпиона, уже найден. «И вообще, я ратую за то, чтобы биатлон стал правительственным видом спорта. Биатлон должен быть в каждой деревне», — резюмировал Тихонов, увидев, что судья уже вернулся в зал заседаний.
Во время оглашения приговора сын Тихонова Александр, который в начале процесса хотел быть защитником отца от общественной организации (областная Федерация биатлона России), заметно нервничал. Сам чемпион сохранял внешнее спокойствие — однако, после того, как судья огласил решение об амнистировании, Тихонов-старший с облегчением вздохнул и оживился.
«Честно говоря, я готовился к худшему, — признался осужденный корреспонденту «Газеты.Ru». – К сожалению, у нас такое правосудие, что слова уголовников и преступников, которые две трети жизни провели в заключении и ни дня не работали, важнее слов олимпийского чемпиона, человека, который трудится на благо Родины».
Отвечая на вопрос о своих планах на будущее, Тихонов вновь вспомнил об Олимпиаде-2014 — и сказал, что намерен заняться подготовкой к ней.
Напомним, по версии следствия, в 2000 году предприниматель Михаил Живило (группа компаний МИКОМ) обратился к Александру Тихонову с просьбой помочь в организации убийства Амана Тулеева за то, что тот вытеснил его компанию из экономики региона. Согласно показаниям главы Кузбасса, Тулееву было известно о деятельности МИКОМа еще с 1995 года. В ходе изучения деятельности компании стало понятно, что фирма намеренно занижала налоги, из-за чего в бюджет города и региона от предприятия поступало значительно меньше средств, чем должно было. По мнению следствия и самого Тулеева, причиной неприязни Живило к губернатору стала именно эта проверка деятельности предприятия.
Согласно материалам дела, Александр Тихонов перенаправил просьбу Живило своему брату Виктору и попросил его найти исполнителей «заказа». Тихонов-младший вышел на Сергея Никанорова и Виктора Харченко. Харченко согласился исполнить заказ за $330 тыс. Были оговорены и подробности покушения: смерть Тулеева должна была выглядеть как несчастный случай – отравление или автокатастрофа. В качестве предоплаты Харченко взял $180 тыс. Эти деньги, как он потом заявлял на суде, он быстро потратил: проиграл в казино, «раздал друзьям». Однако в последний момент испугался и заявил о готовящемся преступлении в ФСБ по Новосибирской области. То же самое через какое-то время сделал и Никаноров.
В качестве улик к делу были приобщены два парика, две бороды, усы и устройство для прослушивания, купленные Харченко в 2000 году в Москве.
Обвинение основывалось на четырех основных доказательствах: расшифровке телефонных разговоров участников «истории», показаниях «исполнителей» – Сергея Никанорова и Владимира Харченко, а также на показаниях Виктора Тихонова. Правда, в ходе следственных мероприятий и после, на заседаниях суда, Тихонов-младший в корне изменил свои показания и заявил, что «это все афера» и якобы всю историю с покушением он выдумал: «Хотел подставить Александра и заставить его откупиться от меня, чтобы я не рассказывал всем подряд о якобы готовящемся покушении».
На этих крайне противоречивых показаниях главного свидетеля и строили свою защиту адвокаты чемпиона. Защита Тихонова-старшего подчеркнула, что все свидетели характеризуют Тихонова-младшего отрицательно: это «аферист по жизни», «конченый человек», ведет «мутные делишки». Даже старший брат отзывался о нем, как о человеке, чья «жизнь не удалась, потому что он всегда хотел иметь много денег, не работая». «Обращение крупного предпринимателя, как Михаил Живило, к столь «недалекому человеку», как Виктор Тихонов, просто абсурдно!» – отметил адвокат. По мнению защиты, судом не была установлена причастность подсудимого к организации покушения, при том что и «самого покушения даже не планировалось».
Согласно установленному порядку, обжаловать решение суда можно в вышестоящую инстанцию в течение 10 дней после вынесения приговора. Однако будут ли это делать адвокаты Тихонова, не известно – от каких бы то ни было комментариев они отказались.