Первым идею о необходимости создания юридического телеканала озвучил в январе этого года первый вице-премьер Дмитрий Медведев на заседании президиума Ассоциации юристов России, в которой он является председателем попечительского совета. «Если завершится в положенные сроки переход на цифровое телевидение, а оснований сомневаться в этом нет, то появится возможность практически в любом регионе в рамках новой цифровой технологии существенно расширить перечень каналов, и один из них мог бы стать юридическим каналом, который мог бы предоставлять правовую информацию», — заявил он.
Переход на цифровое вещание еще далек от завершения, однако пожелание Медведева уже исполняется.
В четверг председатель комитета Госдумы по уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и член Ассоциации юристов России Павел Крашенинников рассказал «Газете.Ru» о работе по созданию канала. «Сегодня в Ассоциации юристов проходило совещание по правовому каналу, — заявил он. — Мы собираемся открывать правовой канал. Условное название «Право TВ», где будет эта проблема освещаться без крови, абсолютно с юридической точки зрения. Пока — на площадке «НТВ +».
Правда, пока неизвестно, что именно будет показывать канал, кто будет производителем программ, когда канал появится в эфире. Сотрудники «НТВ+» тоже пока ничего не знают о «Право ТВ». Однако «Газете.Ru» стало известно, что созданием канала занимается известный юрист и телеведущий Павел Астахов. У него уже есть телевизионный опыт — сейчас он ведет на телеканале «Рен ТВ» правовую программу «Час суда с Павлом Астаховым». «Я уже им занимаюсь, — рассказал Астахов «Газете.Ru». — Но пока подробности сообщить не могу».
Чем объясняется секретность вокруг правового канала, совершенно непонятно — вряд ли каналу, идейным вдохновителем которого является Дмитрий Медведев, стоит опасаться конкурентов.
Более того, канал должен получить мощную господдержку: первый вице-премьер еще в январе пояснил, что канал ему нужен, в частности, и для освещения нацпроектов, которыми он занимается.
Он подчеркнул, что информация о нововведениях, которыми занимается правительство, далеко не всегда находится на должном уровне. «Мы столкнулись с тем, что не только граждане не знают о возможностях, которые открылись в рамках национальных программ, но и руководители регионов, губернаторы и другие должностные лица не знают о том механизме, который введен в действие», — заявил Медведев.
Однако новому каналу будет трудно добиться известности национальных проектов. Судя по всему, заявленный формат может и не найти отклика у зрителей. Сейчас на эфирных каналах российского телевидения существует целый ряд правовых программ, имитирующих заседания суда.
В студии разбираются дела, больше похожие на сюжеты уже закрытой программы «Окна», да и участники процесса очень напоминают актеров из той же программы.
Впрочем, судя по рейтингам этих программ, зрителю они нравятся. К примеру, проект «Федеральный судья», который идет в 17.00 на «Первом», собирает долю около 30% и рейтинг почти в 4% (здесь и далее данные TNS Gallup Media по аудитории «4+», то есть зрителей старше 4 лет). Чуть меньшие показатели у программы «Суд идет» — рейтинг 2,4% и доля 23,6%. А вот для «Домашнего» правовая программа «Семейные дела с Еленой Дмитриевой» стала настоящим прорывом. На неделе с 9 по 15 июля программа заняла первое место по каналу с долей 13,9% и рейтингом 1,8%. «У всех этих программ стабильно высокие цифры, — прокомментировал эти показатели директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк. — Они пользуются устойчивым высоким спросом».
Впрочем, все эти цифры объясняются отнюдь не юридической ценностью телепроектов. «Людям интересно смотреть чушь, которую выдумывают сценаристы, — объясняет спрос на телесуды адвокат Максим Смаль. — Получается увлекательный процесс смотрения телевизора, но совершенно бестолковый.
Пользы от передач игрового формата никакой нет».
Поэтому, по мнению обоих экспертов, создать правовой канал более серьезного формата и привлечь к нему зрителей будет непросто. «Популярность таких программ совершенно не гарантирует, что целый канал с таким наполнением будет успешен, — говорит Костюк. — С точки зрения аудитории право и криминал — темы очень близкие, так что есть риск свалиться в криминал. Кроме того, непонятно, будет ли интерес аудитории распределен по всему дню, а ведь это базовое условие для создания канала».
Однако адвокат Смаль не совсем согласен с экспертом. «Если создать научно-популярный канал, где можно найти ответы на важные вопросы и получить консультацию по многим бытовым серьезным делам, это будет полезное дело, — полагает он. — Можно будет разбирать реальные дела, которые уже рассматривались в суде — там очень много интересного. Так что польза будет: во-первых, это действительно интересно; во-вторых, знакомясь с настоящими делами, люди начнут понимать, в чем реальная суть правосудия; в-третьих, у них появится позитивный настрой по отношению к процессу».
Адвокат уверяет, что в стране рассматривается большое количество дел, в которых истцам удается отстоять свои права без взяток и административного ресурса. Но все эти дела никак не освещаются в СМИ, поскольку в них не участвуют известные люди и не фигурируют большие суммы. При этом, именно рассказав обществу о положительных решениях судов, можно будет изменить общественное мнение и объяснить гражданам, что отстаивать свои права действительно стоит. Однако адвокат признает, что для достижения результата нужно отнестись к созданию канала с большой ответственностью. «Очень важно, чтобы канал не стал скучным или слишком развлекательным и гламурным, — рассуждает адвокат. — Руководить им должен не юрист, а человек с хорошим вкусом, который будет стремиться не к повышению рейтинга, а к созданию качественного продукта».