Банк России повысил допустимый предел расчетов за наличные между индивидуальными предпринимателями и юридическими. Это следует из указания ЦБ N 1843-У, опубликованного в «Вестнике Банка России» в среду. Расчеты наличными в России между юрлицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем (ПБОЮЛ), между ПБОЮЛ, связанные с их предпринимательской деятельностью в рамках одного договора, заключенного между этими лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей, говорится в указе, который вступит в силу 22 июля 2007 года.
Пока предельная сумма наличных расчетов ниже — 60 тысяч рублей, этот уровень был установлен еще в 2001 году. Поначалу ограничение касалось только юридических лиц. Но в июле 2006 года Центробанк, по просьбе налоговиков, разъяснил, что на частных предпринимателей распространяются те же правила.
К осени налоговая служба, разослав разъяснение ЦБ по всем инспекциям, начала требовать исполнения правила.
Это нововведение серьезно усложнило жизнь ПБОЮЛам, поскольку далеко не у каждого частного предпринимателя имелся банковский счет. За страдальцев вступились сами банки — в январе 2007 года президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян в письме председателю Центробанка Сергею Игнатьеву предложил «рассмотреть вопрос о возможности либерализации указанного порядка». «Индивидуальные предприниматели лишены права накапливать денежную выручку и расходовать ее для расчетов на хозяйственные нужды», — говорилось в письме. Предприниматели несут значительные расходы на инкассацию денежной выручки и помещение ее на счет, ведь если этого не делать регулярно, они нарушат кассовую дисциплину по слишком большому остатку наличности в кассе, разъясняла АРБ.
Конкретных мер АРБ не указывала, но опрошенные «Газетой.Ru» банкиры говорили о разумности повышения допустимой суммы в пять раз — как минимум до 300 тысяч рублей. Нынешний указ ЦБ на этом фоне выглядит полумерой. Но просившие довольны и этим.
В Ассоциации российских банков «Газете.Ru» сообщили, что удовлетворены решением Центробанка. «Мы не просили полностью снять ограничение, поскольку не считаем, что нужно чрезмерно расширять объем наличного обращения. Напротив, нужно стимулировать безналичные расчеты. Но не тогда, когда это тормозит развитие индивидуального предпринимательства, которому нужны живые деньги», — говорит Тосунян.
Малый бизнес тоже рад. «Мы считаем, что 100 тысяч — это нормальные цифры. Суммы сверх этого предела вполне могут перемещаться способами, более удобными физически: надо просто дойти до ближайшего банка и перевести нужную сумму», — объясняет руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства объединения «ОПОРА России» Дина Крылова. «Это удобно для бизнесменов в определенных секторах торговли, где на счету каждая копейка и стоят такие проблемы, как, например, срочная покупка сырья за наличные деньги», — отмечает генеральный директор фирмы по пошиву рабочей одежды «Формика» Илья Хандриков.
Но дело даже не в том, что разница в 40 тысяч рублей сильно облегчит жизнь предпринимателям, просто они давно не ждут никаких поблажек от государства.
«Меня удивило это решение: оно выбивается из тенденции закручивания гаек государством по отношению к предприятиям, — признается Хандриков. — Для предпринимателей это очень даже удобно, а для государства — не очень, так что даже не знаю, какими мотивами руководствовалось здесь государство».