Федеральная таможенная служба (ФТС) подает иск против Bank of New York (BoNY) о возмещении $22,5 млрд. Об этом в четверг сообщил журналистам адвокат ФТС Максим Смаль. «С 1996-го по 1999 год банком была организована незаконная схема легализации денежных средств за экспортируемые в Российскую Федерацию товары, в связи с чем Россия получила ущерб, который оценивается в $22,5 млрд», — рассказал адвокат. Рассматривать иск будет Арбитражный суд Москвы.
Bank of New York пока не получал иск Федеральной таможенной службы. Тем не менее, представители банка в своем официальном заявлении сообщают, что «склонны считать его (иск. – «Газета.Ru») безосновательным, если не фривольным». Таким образом, BoNY настроен дать решительный отпор ФТС. В банке напоминают, что события, на которых основало заявление, произошли 10 лет назад, и все связанные с ними проблемы были разрешены компанией. «Ранее на банк выходили юристы, которые якобы представляли интересы этого ведомства и предлагали урегулировать вопрос за значительно меньшие средства, чем заявленные в иске сегодня», — говорится в заявлении BoNY.
Скандал вокруг BoNY разгорелся в конце 90-х годов. В 1998 году на подозрительные переводы, осуществлявшиеся через Bank of New York из России в США, обратило внимание ФБР.
Было проведено расследование, результатом которого стало обвинение вице-президента банка Натальи Кагаловской и ее заместителя Люси Эдвардс в содействии отмыванию $7 млрд. «Грязные» деньги, по версии следствия, переводились в США в основном через Собинбанк и фирму Benex, которой руководил муж Эдвардс – российский эмигрант Питер Берлин. В результате расследования Берлин и Эдвардс были приговорены к штрафу, домашнему аресту на шесть месяцев и условному сроку заключения на 5 лет. Кагаловская вынуждена была уволиться. Сам банк отделался внесудебным штрафом в $26 миллионов, пойдя с обвинителями на мировую.
«Дело BoNY» нашло продолжение как в России, так и в Западной Европе.
Откликом российских силовиков стал обыск в Собинбанке, уголовное дело против руководителей банка «Фламинго», заведенное Генпрокуратурой; расследование деятельности Депозитарно-клирингового банка налоговиками.
Кредитные организации подозревались в финансовых махинациях с участием BoNY, которые позволяли отмывать деньги, вырученные от продажи импортных товаров в России. Для «Фламинго» и ДКБ все закончилось тогда печально — отзывом лицензий, «Собинбанку удалось избежать их участи». В прессе в качестве причастных к скандалу фигурировали также МДМ-банк, купивший в 1996 году паи «Фламинго» и ДКБ, и также Инкомбанк. Через год после того, как последний прекратил существование в результате дефолта, его вкладчики подали в Нью-Йоркский суд иск против BoNY, обвинив в пособничестве выводу активов компании за рубеж — но проиграли дело.
В Европе «дело BoNY» имело продолжение в виде операции «Паутина», проведенной в 2002 году объединенными усилиями европейских спецслужб. Своей целью операция имела выявление организаций, причастных к отмыванию российских денег в Европе.
В результате операции были изобличены несколько десятков предпринимателей, отмывавших деньги через европейские банки, и выявлена целая сеть компаний, занимавшихся отмыванием.
По мнению юристов, новое «дело BoNY» в России не имеет особых перспектив. «Этот иск довольно необычный. Не факт, что ФТС является так называемой «надлежащей» – то есть имеющей соответствующие полномочия, стороной», — сказал «Газете.Ru» глава аналитического отдела компании «Вегас-Лекс» Максим Черниговский.
«Если урон нанесен бюджету, интересы России должно представлять федеральное казначейство, Минфин».
Кроме того, истцу, возможно, не на что будет опереться. «Если речь идет о незаконных схемах легализации, контрабанде или уходе от таможенных платежей, это уголовная или административная ответственность, и нужно, чтобы вступившим в силу решением суда было установлено, что Bank of New York совершал действия, которые были незаконными», — сообщил Черниговский.
Недоумение экспертов вызывает и сумма иска. «Такого прецедента еще не было. $22,5 миллиарда — это очень большая сумма...это бесконечность», — цитирует РИА-Новости первого зампреда думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева. Так же считает и старший экономист ИБ Траст Евгений Надоршин: «Эта сумма очень велика, поэтому ее взыскание маловероятно».
Не вполне ясно, какие последствия повлечет выдвинутый иск. По крайней мере, на репутации Bank of New York он вряд ли отразится. «Не думаю, что данное исковое заявление хоть как-то способно осложнить жизнь американскому банку в России», — считает юрист компании «Линия права» Владимир Святов. Существенными меры окажутся, если только суд примет решение арестовать деньги – $22,5 млрд на счетах банка, отмечает юрист. Но для предположения более точных перспектив иска надо понять, какие правовые позиции в нем изложены. Они будут раскрыты адвокатами, действующими в интересах ФТС в пятницу на пресс-конференции.