Министерство финансов планирует удвоить показатели финансово-экономической деятельности, по которым компании относят к крупнейшим налогоплательщикам, сообщило в среду агентство «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник в министерстве. В самом Минфине не опровергли эту информацию, но от официальных комментариев воздержались.
Если это изменение будет введено, то оно станет весьма важным для налоговой системы.
Дело в том, что налогоплательщик, причисленный к крупнейшим, подлежит более тщательному контролю. Отчетность он должен предоставлять в одну из девяти специальных отраслевых инспекций, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге.
«Получается, что металлурги, связисты, газовики, нефтяники со всей России вынуждены ездить сдавать отчетность в Москву и Санкт-Петербург», — привел пример эксперт по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. С другой стороны, специализированные инспекции позволяют эффективно контролировать холдинги и учитывать отраслевые особенности, отмечает эксперт.
Сейчас крупнейшими налогоплательщиками федерального уровня считаются компании, объем налоговых начислений которых превышает 1 млрд рублей, а выручка и активы — 10 млрд рублей. Крупнейшим налогоплательщиком регионального уровня становится предприятие с объемом налоговых начислений от 75 млн до 1 млрд рублей, а также с выручкой и активами от 1 млрд до 10 млрд рублей.
Если посмотреть на показатели российских компаний, лидирующих в рейтинге Forbes, то они окажутся значительно выше заданной планки. Так, активы «Газпрома» в начале 2006 года оценивались в $104,56 млрд, или 2800 млрд рублей, активы Сбербанка — $69,29 млрд, или 1870 млрд рублей. Частные компании не намного «беднее». Выручка «Русала» по итогам 2005 года составила $6,6 млрд, или примерно 180 млрд рублей, а группы ГАЗ — $3,5 млрд, или около 95 млрд рублей. Но стоящие в «хвосте» рейтинга компании находятся возле грани в 10 млрд рублей. Например, выручка «Полиметалла» составила $240 млн, или 6,5 млрд рублей, а артели старателей «Амур» — $250 млн, или 6,7 млрд рублей.
«Компаний, которые претендуют на специальное обслуживание, все больше», — констатирует руководитель налоговой практики Energy Consulting Всеволод Леви.
«Сохранение критериев в нынешнем виде может привести к тому, что количество таких компаний станет исчисляться в тысячах, это не может не влиять на качество налогового администрирования», — говорит источник из Минфина.
Проблема в том, что критерии устарели. «Эти цифры были установлены в 2004 году и уже не отвечают реальности, поскольку за это время экономика сделала большой рывок как в плане роста объемов производства, так и в повышении цен», — говорит Зарипов. «В связи с ростом российской экономики и уровнем инфляции в стране компаний, которые претендуют на вхождение в круг крупнейших налогоплательщиков, становится все больше», — соглашается Леви.
Цель инициативы Минфина — сократить число крупнейших налогоплательщиков, чтобы повысить за ними контроль, объясняют эксперты. «Чтобы сохранить высокий уровень обслуживания и особые условия учета для крупнейших налогоплательщиков, Министерство финансов решило «сократить» их число», — говорит Леви.
Впрочем, к радикальному сокращению количества крупнейших этот шаг Минфина не приведет, уверен Зарипов. «Вряд ли много компаний выпадет, уйдет какая-то незначительная часть», — считает он. Тем более что все компании, которые по действующим критериям считаются крупнейшими налогоплательщиками, сохранят свой статус еще в течение трех лет.