Издержки бизнеса на взятки продолжают увеличиваться. Если в 2005 году на коррупционеров предприниматели тратили 8,5% от выручки, то в 2006 году уже 9,6%, сообщил во вторник глава организации малого бизнеса «ОПОРа России» Сергей Борисов на круглом столе, посвященном этой проблеме.
«Около 40% малых и средних предприятий не в состоянии развивать бизнес по причине коррупции», — рассказал Борисов.
«Малые и средние предприятия либо не допускаются, либо допускаются за взятки к присоединению к энергосистемам, предоставлению земельных участков и т. д. — то есть к ресурсной составляющей бизнеса».
По крупному бизнесу таких данных нет. Но можно вспомнить, что по «индексу восприятия коррупции» международной организации Transparency International в 2006 году Россия заняла 127-е место из 163 возможных, разделив его с Гондурасом, Непалом и Филиппинами.
Это подтверждают и цифры, озвученные чиновниками. По данным первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана, объем рынка коррупции в нашей стране сопоставим с бюджетом государства и оценивается в $240 млрд. А по оценке президента фонда «Информатика для демократии» («Индем») Георгия Сатарова, в 2005 году представители малого и среднего российского бизнеса заключили 35 млн коррупционных сделок с госчиновниками, а в целом «коррупционный налог» составляет 1,1% ВВП России.
Есть разные идеи, как России бороться с этой бедой.
Председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков во вторник предложил обязать чиновников декларировать не только доходы, но и имущество. «Такие декларации должны предоставлять также члены их семей», — добавил он.
Кроме этого, участники круглого стола рекомендуют сократить перечень должностных лиц, привлекаемых к ответственности в особом порядке, повысить чиновникам зарплату, обеспечить открытость органов власти, ввести антикоррупционную экспертизу законопроектов, сократить избыточные функции государства в экономике, пресечь каналы легализации незаконных доходов. А также усилить контроль за раскрытием источников финансирования политических партий и принять закон о лоббистской деятельности.
Особенным пунктом стоит вопрос о чиновниках в правлении коммерческих компаний. Необходимы поправки в закон о статусе членов Совета федерации и депутатов Государственной думы, чтобы ограничить их участие в органах управления коммерческих организаций, убежден Гришанков. Иногда люди занимают должности и получают иммунитет, «чтобы создать условия для безопасности своего бизнеса», отметил он.
«Необходимо сокращать количество высших должностных лиц в советах директоров, заменяя их на профессиональных управленцев, работающих по доверенности», — заявил и начальник отдела административной реформы МЭРТ Максим Паршин.
Любопытно, что при такой остроте проблемы в России все еще нет закона о борьбе с коррупцией. Такой документ разработала Госдума еще предыдущего созыва, но до конца не довела – забросила после первого чтения. «Это было скорее политическим заявлением, а в теле документа содержалось большое число противоречий», — объясняет Гришанков. Теперь, по его словам, готов уже новый законопроект, он «проходит согласование в заинтересованных ведомствах». Это будет «рамочный» документ, содержащий основные понятия и положения.
«В принципе, некоторые запреты и барьеры предусмотрены в законе о госслужбе, есть нормы, которые определяют уголовную и административную ответственность, — объясняет сложившуюся ситуацию юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. — Но эта проблема представляется особо важной для общества и заслуживает отдельного закона. Также как и проблема лоббизма».
Предложенного «рамочного» закона будет вполне достаточно. «Он должен
обеспечить системную основу, скоординировать работу госорганов, ввести
единые принципы и понятия. Главное, чтобы дело не ограничилось лишь
принятием закона», — замечает Зарипов.
Закон не решит проблемы, убежден председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский. «Коррупция настолько многообразна, что нельзя дать ей четкого определения. И ее трудно отследить: тогда придется следить за следящими, а затем за следящими за следящими», — заявил он «Газете.Ru». Депутат предлагает бороться с причинами, а не с явлением:
«Причины две: избыточные полномочия и избыточное имущество».
Таким образом, надо избавить чиновников от лишних функций и довести административную реформу до конца, реализовав презумпцию негосударственного регулирования.