В ночь на пятницу на сайте газеты «Коммерсантъ» был опубликован текст письма банкира Алексея Френкеля, обвиненного в организации убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова. Френкель, как утверждает Ъ, подготовил этот текст за два месяца до ареста и собирался выступить с ним в СМИ.
Письмо содержит обвинения в адрес чиновников Центробанка в выводе миллиардов долларов за рубеж и критику политики ЦБ при отзыве банковских лицензий.
Документ в редакцию Ъ передал президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов по просьбе отца банкира Ефима Френкеля. Алексей Мамонтов, кстати, был единственным поручителем за Френкеля во время рассмотрения вопроса об аресте банкира в Басманном суде столицы. «Ефим Френкель встречался с сыном в изоляторе временного содержания 16 января, и Алексей Френкель дал разрешение на публикацию», — сообщил президент ММВА.
В письме Френкель обсуждает применение Центробанком «115-го закона», то есть закона о борьбе с отмыванием денег. Он пишет, что отмывания денег в России не существует, поскольку присутствующая на Западе необходимость легализации доходов в России отсутствует: это не препятствует их вложению или трате. Френкель также утверждает, что выбор банков для включения в систему страхования произволен и зависит не от качества отчетности банка, а от симпатий чиновников ЦБ, принимающих эти решения. Далее он демонстрирует ту же схему принятия решений по вопросу об отзыве лицензий. Френкель описывает случай своего ВИП-банка, оспорившего в суде отказ в приеме в систему страхования, настаивая, что в случае решения не в пользу ЦБ последний принимает немедленные меры, закрывая банк по формальному поводу (что и случилось с ВИП-банком, сообщает Френкель).
В послании Френкель утверждает, что при банкротстве Роскомветеранбанка, Панэмстройбанка, банков «Би Си Ди» и «Региональная перспектива» ЦБ осуществил через них проводки крупных сумм с помощью так называемой технологии «поджигания банка».
На жаргоне «поджечь банк» означает прокрутить через него миллиарды рублей наличности за очень короткий срок, поясняет Френкель. По его данным, предложения «поджечь» от чиновников ЦБ получали многие проблемные банки, которым грозил отзыв лицензии. Те, что соглашались, могли проработать еще несколько месяцев, а отказавшиеся уничтожались за несколько дней.
Как считает Френкель, отзыв лицензии у контролировавшегося им ВИП-банка объясняется отказом «поджечь» его. Банкир приводит большое количество примеров, в основном взятых из открытых источников, однако не называет никаких имен.
Френкель приходит к выводу, что ЦБ «регулирует очень прибыльный рынок обналички», шантажируя банки, находящиеся под угрозой скорого закрытия: им предлагается провести ряд нелегальных операций в обмен на отсрочку закрытия на несколько месяцев.
В случае отказа банк закрывается немедленно, за несколько дней. Френкель также анализирует отчетность Центробанка, обнаруживая в ней признаки скрытых доходов, выводимых за рубеж.
Адвокат Френкеля Игорь Трунов подтвердил «Газете.Ru», что это письмо его подзащитный написал еще до того, как был арестован, однако почему оно не было опубликовано до сих пор, адвокат сказать не смог: «Это достаточно пространный аналитический обзор, где мой подзащитный дает анализ механизмам работы Центробанка России». По его мнению, письмо — определенный показатель того, что у Френкеля отсутствовали намерения решать свою ситуацию криминальным путем.
Банкир считает свой арест в связи с делом об убийстве главы Центробанка инспирированным Центробанком.
Он отрицает все обвинения и отказывается давать показания. На этой неделе Генпрокуратура РФ предъявила банкиру обвинение в организации убийства Андрея Козлова. Френкель был задержан в ночь на 11 января. Басманный суд 15 января санкционировал арест банкира.
Всего по делу об убийстве Козлова проходят семь человек. По версии следствия, банкир Френкель решил отомстить Андрею Козлову, отвечавшему в ЦБ за лицензирование банков и борьбу с отмыванием денег, за отзыв лицензии у ВИП-банка, где Алексей Френкель до последнего времени был председателем совета директоров. По данным Генпрокуратуры, Френкель понес в связи с этим миллиардные убытки. Впрочем, на допросах Френкель заявил следователю, что отношения с ЦБ РФ и лично Андреем Козловым у него были «нормальными», а дело против себя он считает инспирированным в связи с конфликтом ВИП-банка и Центробанка, разбирательство между ними продолжается сейчас в арбитражном суде Москвы.