Московский арбитражный суд в пятницу признал действительной большую часть претензий Федеральной налоговой службы к ОАО «Вымпелком» за 2003-2004 годы. Оператору удалось отсудить лишь 490 млн рублей из оспариваемых 1,7 млрд рублей. Это 28,8% от суммы претензий в 1,8 млрд рублей, предъявленных «Вымпелкому» налоговиками летом 2006 года.
Большая часть претензий была связана с нарушениями при списании «плохих» долгов абонентов, остальное — с платежами контент-провайдеров и расчетами за междугородную и международную связь.
Операторы, руководствуясь прежними разъяснениями тех же налоговиков, вычли из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль задолженность, у которой истек срок исковой давности. Налоговики же посчитали это неправильным. По их мнению, задолженность можно было уменьшать лишь на прирост сомнительных долгов. Что же касается контент-провайдеров, то они, пояснили в ФНС, не имеют лицензии на оказание услуг связи, следовательно, налог с прибыли от продаж контента абонентам за них должен платить оператор.
Впрочем, в качестве частичного погашения долга компании зачли 362 млн рублей, которые ее дочерние компаниям должны были получить из бюджета после их присоединения к «Вымпелкому». Одновременно налоговая служба подтвердила, что в тех же 2003-2004 годах компания переплатила налогов на 795 млн рублей. После всех этих зачетов задолженность сотового оператора перед ФНС составила около 652 млн рублей. Этот остаток компания уже выплатила в бюджет.
«Вымпелкому» удалось доказать недействительность требований по расчетам оператора с контент-провайдерами. Но суд согласился с позицией налоговиков в отношении списания «плохих» долгов абонентов.
Но компания не намерена сдаваться. Она рассматривает возможность обжалования этого решения в вышестоящей судебной инстанции.
Успешный опыт у «Вымпелкома» в этом отношении есть.
Впервые ФНС обнаружила недостатки два года назад, в отчетах компании за 2001 год. Оператору были предъявлены претензии на 4,4 млрд рублей. Они были восприняты деловым сообществом очень серьезно, в разгаре было дело ЮКОСа. Когда информация о доначислении налогов появилась в прессе, акции сотового оператора подешевели на 22%. Но оператор смог оттоять свою правоту в суде. Он снизил претензии в почти в 10 раз: до 400 млн рублей. В 2005 году налоговики вновь предъявили компании претензии, но их сумма была намного меньше, всего 580 млн рублей: то ли «Вымпелком» стал осторожнее, то ли налоговики взяли паузу после прошлогодней неудачи. Но оператор вновь добился через суд полного признания недействительности требований ФНС.
Хотя в этом году объем требований налоговиков вновь вырос, факт налоговых претензий уже не так пугает общество — в 2006 году акции «Вымпелкома» после новости упали всего на 2,5% на фоне падающего рынка.
Аналитики положительно оценивают перспективы оператора доказать свою правоту.
«Шансы у компании довести это дело до конца есть»,
— считает Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting. Партнер адвокатского бюро «Григорьев и партнеры» Никита Федоров тоже не склонен переоценивать неудачу «Вымпелкома». «Налоговых событий в последнее время было так много, что это вряд ли повлияет на позиции акций компании».
Однако эксперты отмечают неблагоприятную тенденцию для российского бизнеса. ФНС все более внимательно следит за налоговыми историями крупных российских компаний. Это влечет за собой увеличение количества налоговых претензий. И налоговики все чаще отстаивают свою правоту в суде.