Российские власти могут праздновать победу: после более чем десяти лет переговоров Россия наконец-то сможет войти во Всемирную торговую организацию (ВТО). Глава Минэкономразвития Герман Греф и представитель США на торговых переговорах Сюзан Шваб в воскресенье подписали двусторонний протокол о вступлении России в ВТО. «Должен подчеркнуть, что это было бы невозможно, если бы на экспертном уровне как с американской, так и с российской стороны не были проявлены добрая воля, профессионализм и в высшей степени — в прямом смысле этого слова — деловой подход в ходе переговоров, — прокомментировал подписание документа президент России Владимир Путин. — И конечно, это было бы невозможно без политической воли со стороны президента Соединенных Штатов.
Это [подписание] создает благоприятный фон для продолжения наших отношений по всем направлениям нашей деятельности, включая совместную работу над разрешением серьезных и острых международных проблем», — отметил Владимир Путин.
«Это соглашение очень выгодно как для США, так и для России. Это положительный фактор для всего международного торгового и делового сообщества», — заявил президент США Джордж Буш. Ранее директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков уточнил, что уже завершены двусторонние переговоры с Коста-Рикой, Гватемалой и Сальвадором, однако по техническим причинам протоколы с этими странами пока не подписаны.
Путь России к членству в организации длился более 16 лет. В 1993 году Россия подала заявку на присоединение к Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), предшественнику ВТО. К началу 1994 года все необходимые документы были оформлены, однако на следующий год ГАТТ было преобразовано в ВТО, и России пришлось переоформлять заявку. Несмотря на обещание организации максимально поспособствовать в оформлении, присоединение России постоянно откладывалось. В итоге наша страна стала лидером по длительности сроков присоединения к организации: Китай прошел этот путь за 12 лет, Саудовская Аравия — за 11 лет.
По мнению экспертов Всемирного банка, для России наиболее упорными были переговоры с так называемой «четверкой»: Европейским союзом (ЕС), Канадой, США и Японией.
Причем европейцы оказались самим требовательными переговорщиками, настаивая на максимальном открытии рынков. К примеру, России предлагалось снизить пошлины на ввоз автомобилей до уровня европейских, применяемых к производителям не из Европы, аналогичные требования были выдвинуты к авиационному рынку, алкогольному, рынку мебели и минеральных удобрений. Отдельно оговаривалась открытость российских рынков услуг: транспортных, телекоммуникационных, банковских и страховых. Более того, список требований показался России совершенно неприемлемым, и летом 2001 года переговоры с представителями ЕС зашли в тупик.
Однако теракт 11 сентября 2001 года в США сыграл России на руку. Американцы, захваченные идеей объединения международных сил в борьбе с терроризмом, поддержали российских представителей в переговорах с ЕС. Процесс согласования сдвинулся с мертвой точки, но в 2003 году еврокомиссар по торговле Паскаль Лами выдвинул новое условие — либерализация российского газового рынка и разделение «Газпрома» на несколько независимых компаний.
Новое требование ЕС вызвало массу резких высказываний со стороны российских властей: Владимир Путин назвал переговорную политику европейских дипломатов «выкручиванием рук». В итоге Россия пошла Европе навстречу в газовом вопросе, но лишь в вопросе внутренних цен на газ. Российские представители предложили без включения в протокол о вступлении в ВТО зафиксировать желание России пойти навстречу ЕС и взять на себя обязательства добровольно сделать внутренние цены на газ более рыночными. Цена для промышленных потребителей должна постепенно повышаться до $37-42 за тысячу кубометров к 2006 году и до $49-57 к 2010 году. Кроме того, Россия пообещала предоставить доступ к своим магистральным сетям, однако более никаких уступок сделано не было. В итоге весной 2004 года ЕС согласился подписать с Россией протокол о вступлении последней в ВТО.
После поражения Европы место борца за либерализацию газовой и финансовых отраслей заняли канадцы, но также не преуспели. В конце 2005 года Канада подписала с Россией соглашение, тогда же Россия договорилась с Японией, которой пообещали значительное снижение ставок налогообложения на почти 9 тыс. наименований товаров, в том числе автомобилей, автомобильных частей и продукции сельского хозяйства.
Последним серьезным препятствием России на пути в ВТО оставались США.
Американцы настаивали на открытии финансового рынка для иностранных банков, разрешение для иностранных страховых компаний напрямую работать в России, на борьбе с пиратством в области программного обеспечения, музыки и видео и на ужесточении законодательства в области авторских прав.
Кроме того, США потребовали сократить государственное дотирование сельского хозяйства и прекратить поддержку авиапрома.
России удалось найти компромисс. Так, США отказались от требований о прямом допуске иностранных банков на российский рынок, Россия в свою очередь разрешила иностранным страховым компаниям напрямую осуществлять свою деятельность на территории страны и пообещала ужесточить борьбу с медиапиратством. Авиационная промышленность, видимо, получит несколько лет для адаптации. Проблемы государственной поддержки сельского хозяйства и уровня пошлин на импорт продукции перенесены на второй раунд переговоров. «Думаю, что это станет главным предметом переговоров на втором этапе — многосторонних переговорах», — заявил министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев.
«Надо понимать, что у нас будет еще следующий этап — многосторонние переговоры, когда все страны ВТО будут представлять одну сторону, а Россия будет представлять другую сторону. И там мы все начнем по новой», — добавил министр, намекнув таким образом, что членство России в ВТО до сих пор остается под вопросом.
Экономисты положительно оценивают перспективы участия России в организации.
По словам научного руководителя Экономической экспертной группы, присоединение к ВТО повысит открытость российских рынков, что приведет к усилению конкуренции и, следовательно, к стимулам для развития.
По мнению эксперта, открытость не приведет к серьезным потрясениям. «Во-первых, ограничений на импорт продуктов и услуг не так уж много, чтобы это было каким-то глобальным потрясением. Во-вторых, в рамках договоренности о вступлении в ВТО предусмотрены переходные периоды, то есть в большинстве случаев в начальный момент присоединения к ВТО вообще ничего не изменится, а речь пойдет о том, чтобы в течение нескольких лет переходного периода мы постепенно переходили к принятым стандартам, снижали размеры дотаций и т.д.», — цитирует «Страна.Ru» Евсея Гурвича. Впрочем, он признает, что слаборазвитые секторы, такие как сектор страхования, безусловно, пострадают: «Сюда придут большие западные компании, с которыми российским страховым компаниям будет очень трудно конкурировать».
Кто же из российских компаний выиграет от вступления нашей страны в ВТО? В первую очередь это экспортеры сырьевых небиржевых товаров, таких как металлы или минеральные удобрения. По расчетам специалистов журнала «Эксперт», максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна $23 млрд в год.
Более широкий доступ иностранцев к потребительскому рынку и слабость сельскохозяйственной и автомобильной отраслей обойдется России куда дороже — в $90 млрд.
Получается, что в финансовом плане иностранные компании получат почти в четыре раза больше, нежели сама Россия. Разговоры о неденежных преимуществах вступления в ВТО отчасти лукавы: занять достойное место на международном рынке может лишь та страна, которая сумеет предложить массу качественных и дешевых товаров. Увы, кроме сырья и оборонной промышленности России предложить практически нечего.