«В этом году присоединение России к ВТО не состоится. Наверное, не состоится присоединение к ВТО и в следующем году», — сказал в понедельник на конференции «Россия и ВТО: интересы бизнеса» директор департамента торговых переговоров МЭРТa Максим Медведков, возглавляющий российскую делегацию на переговорах по ВТО.
То, что Россия не вступит в ВТО до конца 2006 года, стало понятно после фактического провала переговоров с США перед июльским саммитом G8 в Санкт-Петербурге.
Представитель США на торговых переговорах Сьюзан Шваб тогда предположила, что двустороннее соглашение может быть подписано в преддверии ноябрьского саммита лидеров стран--членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это означало, что фактическое вступление произойдет не раньше 2007 года. «Мы договорились, что до конца октября будет подписан протокол о завершении двусторонних переговоров, а до марта будут завершены многосторонние переговоры», — не терял оптимизма глава Минэкономразвития Герман Греф.
А вот признание, что России не попасть в ВТО и в 2007 году, действительно неожиданно.
Это может означать, что разногласия между нашей страной и США не так незначительны, как об этом говорилось. «Мы сегодня можем быть более четкими и открытыми в обсуждении этих проблем, так как мы близки к завершению переговоров по ВТО. Однако есть 10-15 проблем, которые мы готовы обсудить сегодня детально», — отмечает теперь Медведков.
Впрочем, помимо неурегулированных вопросов с США у России появились и другие препятствия на пути в ВТО.
Накануне саммита «большой восьмерки» свою подпись под двусторонним соглашением о завершении с Россией переговоров по ВТО отозвала Грузия.
Она требует устранить дискриминационный режим в отношении своего экспорта, в основном вина и минеральной воды, а также закрыть нелегитимные, по ее мнению, таможенные пункты пропуска на границе с Абхазией и Южной Осетией.
Следом за Грузией к переговорам с Россией по поводу условий ее членства в ВТО решила вернуться и Молдавия, чтобы разрешить проблемы с импортом своих вин и плодоовощной продукции.
Заявление Медведкова о переносе временных ориентиров может означать, что российская делегация не ожидает легких переговоров с этими странами.
Это также даст понять нашим партнерам, что на уступки ради ускорения процесса мы не пойдем.
Нельзя упускать из виду и то, что пока мы будет улаживать все эти вопросы, статус члена ВТО может получить Украина (кстати, соглашение с США она уже подписала минувшей весной). В этом случае России придется согласовать и с ней условия своего членства в этой организации, что также вряд ли будет просто.
Но подобных трудностей на переговорах по ВТО у России хватало и раньше. Тем не менее наши переговорщики не теряли оптимизма. В течение последних пяти лет они исправно заявляли в начале каждого года, что у нас есть шанс вступить в ВТО до его окончания. А когда к осени становилось ясно, что это не получится, утверждали, что это с большой вероятностью может произойти в следующем году.
Новое заявление Медведкова выглядит очень резким нарушением традиции. Похоже, оно говорит о том, что Россия к ВТО охладела.
Этому можно найти объяснение. Неделю назад был фактически сорван всемирный дохийский раунд переговоров о будущем ВТО. С 2001 года его участники пытались договориться о снижении барьеров для товаров в различных отраслях, что должно было привести к резкому росту мирового ВВП и облегчению положения миллионов бедных. Но пятилетние усилия переговорщиков ни к чему не привели, противоречия между развитыми и развивающимися странами оказались непреодолимыми. Таким образом, ВТО расписалась в своей беспомощности в качестве регулятора мировой торговли.
Так что у России появились все причины перестать спешить в ВТО и воспользоваться вынужденной паузой.
«У нас есть время для того, чтобы подготовиться к членству в ВТО и понять те плюсы и минусы, которые мы получим»,
— заявил Медведков.
Есть серьезные группы, которым членство России в ВТО не нужно, говорит Дмитрий Орешкин, руководитель группы «Меркатор». В первую очередь это отечественные товаропроизводители. «Тому же АвтоВАЗу членство в ВТО только повредит: со снижением пошлин его продукция станет еще менее конкурентоспособной», — приводит он пример. Представители сельского хозяйства также не раз заявляли о том, что, если Россия вступит в ВТО, отрасль не устоит перед нашествием субсидируемого импорта.
И даже российскому чиновничеству, по мнению Орешкина, членство в ВТО не слишком выгодно. «Наш бюрократический аппарат неконкурентоспособен, неэффективен. А чем более открыта экономика, тем более это очевидно, — поясняет он. — Не все люди во власти хотели бы этого».