1906 год, Российская империя. Страна переживает непростые времена, предвещающие времена по-настоящему ужасные: только-только был подписан Портсмутский мир, ознаменовавший неудачный финал Русско-японской войны, а также прогремела Первая русская революция с ее «Кровавым воскресеньем» и духом давно назревшей демократизации, пропитанным всеобщей жестокостью.
Ответственным за разрешение внутренних проблем император Николай II назначает Петра Столыпина — инициативного саратовского губернатора, беспощадно подавившего у себя в регионе революционные восстания. Молодой по меркам должности реформатор министром внутренних дел Российской империи Столыпина назначили в 44 года занимает кресло главы российского МВД, пост буквально расстрельный — за последние четыре года террористами были убиты двое его предшественников, а на других регулярно устраивались покушения. Но Столыпина это не останавливает справедливости ради, сразу после назначения он писал в послании жене, что согласился на должность исключительно по приказу Николая II, понимая всю сложность ситуации, ведь, как нам часто напоминают в последнее время, кому-то нужны великие потрясения, а кому-то — Великая Россия крылатая фраза «Им нужны великие потрясения — нам нужна Великая Россия!» была произнесена Столыпиным в 1907 году на собрании Госдумы.
У российского кинематографа сейчас всего три союзника — зачастую стыдные комедии, зачастую нестыдные экранизации-переосмысления чего бы то ни было, а также исторические картины. Последние, зачастую тоже нестыдные, объединяет одна понятная, но, кажется, опасная в контексте поддержания зрительского интереса симптоматика — большинство из них упорно продолжают прорубать окна (видимо, панорамные) в биографиях крупнейших политических деятелей России, не замечая ни затупившегося (при активном содействии западных режиссеров) топора новых идей, ни просто усталости аудитории от проектов об условных Петре I, Екатерине Великой или, в чуть меньшей степени, Иване Грозном, не говоря уже об Иосифе Сталине.
Сериал «Столыпин» в этом плане выполняет важную функцию — посвящает себя фигуре, на самом деле не то чтобы менее значимой для российской истории, но по страшной несправедливости куда менее популярной («ну, реформы какие-то делал, да?»). И тем самым хоть немного раскрывает полноту картины ключевых для страны событий, которая в понимании людей без исторического образования сводится к противостоянию хороших/плохих Николая-дворянства с хорошими/плохими Лениным-крестьянством.
Проект снял режиссер Алексей Андрианов, специалист по историческому жанру («София», «Годунов», «Грозный»), так что за визуал тут можно не бояться — он классный и достоверный. Единственное, как и многие другие костюмные драмы, здесь чуть грешат ненужным слоу-мо (зато у нас есть «Матрица» дома).
Драма рассказывает о пяти годах жизни Столыпина, когда он был главой МВД Российской империи, а также председателем Совета министров, и его прошлом — точечными флешбэками, которые помогают понять личность реформатора. Важная роль в сериале отводится семье госдеятеля, его отношениям с супругой Ольгой (Мария Палей). Женщиной, надо сказать, удивительной судьбы, пережившей жуткий теракт в своем доме и потерю любимых людей, работавшей в Первую мировую войну сестрой милосердия, укрывавшейся от карательных отрядов красноармейцев и оккупантов-нацистов — и умершей в эмиграции в полном одиночестве.
Еще больше экранного времени достается противникам Столыпина — революционерам (чудесные Юрий Насонов, Павел Попов, Стася Милославская, Александр Яценко), разными способами борющимся с неугодным режимом. Полноценное раскрытие этих персонажей (пускай и местами с художественным вымыслом) лишь на первый взгляд само собой разумеющееся: многие костюмные драмы сильно упрощают — и таким образом неестественно демонизируют — антагонистов, превращая их в обезличенное зло, которое творит это зло просто так, что убивает историческую мораль в зачатке. В «Столыпине» же у революционеров лицо четкое, причем у каждого свое (как это когда-то было в великом «Статском советнике» Янковского) — радикальное или умеренное, оно в любом случае принадлежит конкретным людям, которые способны любить и ненавидеть, бояться и идти до конца, осознавать ошибки и не признавать их.
Роль самого министра в проекте досталась Александру Устюгову, суперзвезде «Ментовских войн», — он признавался, что не особо верил в успешный кастинг, так как «больше по боевикам», но утверждение артиста в итоге заняло всего полчаса. Понять такой выбор продюсеров несложно — Устюгову по неясной причине действительно недостает крепких драматических амплуа, соответствующих его таланту, да и внешнее сходство с учетом качественной работы гримеров тут оспорить сложно.
Пережив десяток покушений, Столыпин все же пал жертвой разгоравшейся революции, не успел полноценно осуществить все задуманные реформы (об их возможных итогах до сих пор активно спорят историки) — в сентябре 1911 года он погиб от рокового выстрела человека по фамилии Богров, когда смотрел в театре «Сказку о царе Салтане».
Спустя без малого 90 лет почти однофамилец его убийцы Данила Багров нанес не менее роковой выстрел по российскому кино, тоже, наверное, руководствуясь исключительно благими мотивами, — и на десятилетия вперед ввел тренд на романтизацию бандитов, которая до сих пор нет-нет да и пробирается сквозь разнообразные нестыдные «Сказки о царе Салтане», стыдные комедии и мелодрамы, а также исторические проекты. К счастью, в последних, если судить по «Столыпину», появляется реформаторский тренд на новые важные лица. Для российского кино (великого или нет — решать вам), которое и так уже перенесло немало потрясений, это, кажется, именно то что нужно.
Сериал «Столыпин»
Дата выхода: 28 октября 2024 года («Смотрим») / 5 ноября 2024 года («Россия 1»)
Продолжительность: 6 серий по примерно 50 минут
Режиссер: Алексей Андрианов
В ролях: Александр Устюгов, Александр Яценко, Стася Милославская, Павел Попов, Екатерина Волкова, Юрий Насонов, Сергей Барковский
Где смотреть: «Смотрим», «Россия 1»
Никотин, алкоголь и наркотики вредят здоровью. Не стоит их употреблять.