Как сообщил Агентству нефтяной информации сам Алексанян, «передо мной поставлена задача сохранить активы компании в условиях банкротства с тем, чтобы обеспечить соблюдение интересов всех сторон — ОАО НК ЮКОС, ее акционеров и ее кредиторов». Он также сообщил, что попытается наладить взаимоотношения с московским офисом НК ЮКОС и руководством ее дочерней компании ЮКОС-РМ, которая в настоящее время контролирует основные денежные потоки нефтяной компании.
«Я хочу наладить нормальную работу, ни с кем воевать не намерен, я не работаю ни на кого, кроме НК ЮКОС», — подчеркнул новый вице-президент компании.
Впервые информация о возможном приходе Алексаняна появилась 10 марта, когда конфликт между лондонским и московским офисами компании резко обострился.
Глава московского офиса Анатолий Назаров проигнорировал указание находящегося в Лондоне президента ЮКОСа Стивена Тиди уволить гендиректора торгового дома ЮКОС-РМ (сбытовое подразделение ЮКОСа, которое приносит компании основной доход) Станислава Винокурова и назначить на пост первого вице-президента ЮКОС PМ Романа Хоменко. Назаров, как было сказано в обращении Тиди, покрывал деятельность Винокурова на должности гендиректора ЮКОС PМ: «Продажа нефтепродуктов в большинстве случаев осуществлялась по ценам существенно ниже рыночных». А кроме того — «не предпринял попыток исправить сложившееся положение и расследовать... нанесение компании ущерба (данные внутреннего аудита, выявившие нарушения при оптовой продаже топлива, не раз обсуждались на совете директоров компании. – «Газета.Ru»).
Замена Назарова на Алексаняна будет способствовать разрешению конфликта между лондонским и московским офисом, — предполагают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. «Позиция Алексаняна, на мой взгляд, ближе к позиции лондонского офиса и к позиции акционеров. Назначение Алексаняна позволит решить конфликт внутри компании. Или скорее не решить, а убрать его», — пояснил «Газете.Ru» аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. Впрочем, Андрей Громадин из МДМ-банка с ним не согалсен: «Маловероятно, что назначение Алексаняна позволит разрешить конфликт между лондонским и московским офисами: так как противоречия слишком глубоки», — пояснил он «Газете.Ru».
Однако назначение может еще больше обострить противостояние ЮКОСа с кредиторами.
новый вице-президент, бывший ранее защитником главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, является крайне сильным раздражителем для пытающейся обанкротить ЮКОС «Роснефти» и ее акционеров.
Неудивительно, что почти одновременно с официальным сообщением о назначении Алексаняна появилось сообщение от неизвестных источников, говорившее, что Алексанян арестован — как и все остальные, кто решался возглавить опальную компанию. Ранее в генпрокуратуру уже были вызваны Роман Хоменко (сразу после того, как лондонское руководство ЮКОСа рекомендовало назначить его на должность первого вице-президента ЗАО «ЮКОС РМ»). Проведя восемь часов в прокуратуре, Хоменко написал прошение об отставке, которое было удовлетворено. Повестки получили и другие руководители нефтяной компании, в том числе финансовый директор ЮКОСа Франк Ригер.
Отношения же Алексаняна с Генпрокуратурой окончательно испортились после того, как его счета и счета адвоката Михаила Ходорковского Антона Дреля были заблокированы: следователи утверждали, что на них была переведена часть похищенных у государства средств.
«Видимо, кто-то пытается забежать вперед, — прокомментировал информацию о своем аресте Алексанян.
— Действительно, в понедельник в Симоновском суде Москвы состоятся разбирательства касательно представления Генпрокуратуры РФ о законности моих действий, однако я уже неоднократно давал информацию всем заинтересованным органам. Более того, в прошлую среду я был вызван в Генпрокуратуру, однако вызов был отменен».
Эксперты также затрудняются предположить, сможет ли Алексанян выполнить поставленную перед ним задачу: договориться с назначенным на прошлой неделе банкротить ЮКОС конкурсным управляющим Эдуардом Ребгуном и сохранить активы компании в условиях банкротства.
«Ребгун — человек более или менее независимый, поэтому назначение Алексаняна не должно сказаться на достижении договоренностей с ним, — полагает Громадин. --Дальнейшую ситуацию определит то, будет ли ЮКОС признан банкротом.
18 апреля будет слушаться иск «Юганска» к ЮКОСу, который определит, признают ли компанию банкротом». «Развитие событий зависит от политики по дальнейшему банкротству. Все зависит от акционеров, — соглашается с Громадиным Дмитрий Мангилев. — Здесь можно говорить о двух возможных путях.
Первый, самый вероятный, это согласие акционеров передать контрольный пакет акций «Роснефти».
В этом случае у них остается 10% акций ЮКОСа, которые сразу же начинают расти в цене. Если компания будет сохранена, это положительно повлияет на цену акций, и оставшиеся 10% акций возрастут в цене многократно. Если же акционеры откажутся от передачи контрольного пакета, то начнется процесс банкротства через продажу активов. Государство в итоге получит те же активы, что и в первом случае, но процесс будет идти гораздо дольше и сложнее».